Статья 3.1. Спортивное судно

Статья 3.1. Спортивное судно

3.1.1. Спортивное судно - аппарат для передвижения по водной поверхности, приводимый в движение расположенным на нем силовым агрегатом, исключительно с помощью гребного винта или импеллера, находящегося в воде, и имеющий экипаж.

Скорость и направление движения спортивного судна полностью и постоянно контролируются водителем, находящимся на борту этого спортивного транспортного средства. Все спортивные суда во время соревнований на гоночной трассе управляются одним спортсменом (кроме спортивной дисциплины "мотолодка P-750").

В зависимости от способов установки силовых агрегатов в корпусе судна, а также различных вариантов их форсирования, спортивные суда, относятся к различным категориям, обозначаемым соответствующими индексами. В пределах такой категории спортивные суда классифицируются по рабочему объему двигателя или другим техническим характеристикам, например - по мощности.

3.1.2. Мотолодка - спортивное судно, оборудованное подвесным лодочным мотором заводского производства, которое может подвергаться незначительным, разрешенным правилами изменениям и доводкам. Различные типы мотолодок представлены на рисунке 1.

Мотолодки могут использовать различные типы корпусов - однокорпусные суда (T), суда с катамаранными обводами (C, S и FS), суда с жестким днищем и надувными бортами (PR и P-750). Мотолодки могут быть оснащены подвесными лодочными моторами с индексом G (Green) - как правило, четырехтактные моторы с повышенными экологическими требованиями к эксплуатации (например, мотолодки GT-15, GT-30). Мотолодки имеют ограничения по весовым и геометрическим параметрам по различным классам.

а) Однокорпусные мотолодки T
б) Мотолодки S (C)
в) Мотолодка PR
г) Мотолодка F4S
д) Мотолодка P-750
ж) Мотолодка FF

Рисунок 1. Мотолодка

3.1.3. Скутер - спортивное судно, оборудованное специально подготовленным (или выпускаемым различными производителями) подвесным мотором, допускающим значительное форсирование, снятие второстепенных или неиспользуемых деталей и устройств, изменение способов установки и крепления мотора к корпусу (рисунок 2).

Корпуса скутеров "O, F" не имеют ограничений по обводам, лимитируется только вес скутера для соответствующего класса.

Рисунок 2. Скутер O

3.1.4. Глиссер - спортивное судно, оборудованное, как правило, автомобильным двигателем, стационарно установленным в корпус глиссера. В качестве корпусов глиссеров "P" используются суда (рисунок 3), требования к которым оговорены в правилах для каждой спортивной дисциплины - глиссеры имеют жесткие ограничения по полной снаряженной массе и длине корпуса.

Рисунок 3. Глиссер P

3.1.5. Водный мотоцикл (аквабайк) - спортивное судно, серийно выпускаемый различными производителями и оборудованное стационарно установленным двигателем внутреннего сгорания, использующим в качестве движителя аппарат водометного типа. Водные мотоциклы (аквабайки) делятся на две группы, в зависимости от расположения спортсмена во время прохождения гоночной дистанции:

в спортивных дисциплинах, содержащих в своих наименованиях слова "ски дивижин" (рисунок 4) и "фристайл фри" (рисунок 5), водный мотоцикл понимается как спортивное судно, не имеющее какого-либо сиденья и управляемое спортсменом стоя, при помощи рулевого управления, установленного на подвижной стойке;

в спортивных дисциплинах, содержащих в своих наименованиях слово "ранэбаут" (рисунок 6), водный мотоцикл понимается как судно, управляемое спортсменом, располагающимся на сиденье мотоциклетного типа.

Рисунок 4. Аквабайк - ски дивижин

Рисунок 5. Аквабайк - фристайл фри

Рисунок 6. Аквабайк - ранэбаут

3.1.6. Доска с водометом GP1 (далее - доска) - спортивное судно представляет собой доску для серфинга с вмонтированным двигателем и водометным движителем (рисунок 7). Движение доски происходит за счет вращения гребного винта в специальном водомете. Моторы расположены внутри корпуса и имеют особую горизонтальную компоновку. Корпус доски изготовлен из легких и прочных композитных материалов. На доске установлены крепления для ног и ручки для удобного старта. Управление скоростью происходит путем нажатия курка газа на рукояти управления в руках у спортсмена. Повороты выполняются за счет перемещения центра тяжести спортсменом на левый или правый борт судна.

Рисунок 7. Доска с водометом GP1

3.1.7. Спортивный снаряд для дисциплины "аквабайк HF - полет над водой" (рисунок 8) состоит из доски, которая крепится к ногам спортсмена с помощью специальной обуви, аквабайка мощностью не менее 208 кВт (300 л.с.) и систем управления и подачи воды.

Рисунок 8. Аквабайк HF - полет над водой

3.1.8. Спортивный мотор - устройство для выработки энергии и приведения в движение судов, состоящее из силового агрегата (двигателя) с соответствующими системами питания, зажигания, смазки, газораспределения, впуска и выпуска, охлаждения и тому подобное, а также с соответствующей трансмиссией, передающей крутящий момент на гребной винт, и необходимыми деталями крепления мотора к корпусу судна.

3.1.9. Любое спортивное судно оснащено силовым агрегатом.

3.1.9.1. Подвесной мотор - автономный силовой агрегат, имеющий все необходимые системы, механизмы и устройства, а также трансмиссию, ни в одной точке не пересекающую основную систему набора и обшивки корпуса судна. Подвесной мотор (рисунок 9) в любое время может быть отсоединен от спортивного судна, без применения специальных приемов и инструментов.

Подвесной мотор после подвода питания и охлаждающей жидкости, мотор может быть запущен с помощью устройств и механизмов, являющихся его неотъемлемыми частями. Кронштейны крепления мотора к корпусу, рычаги и элементы управления, тахометры и другие контролирующие приборы, аккумуляторная батарея с проводами, топливный бак с подводящими шлангами, не являются неотъемлемой частью мотора.

Рисунок 9. Подвесной лодочный мотор

3.1.9.2. Стационарный двигатель - силовой агрегат (как правило, автомобильного типа), устанавливаемый внутри корпуса судна и присоединяемый к трансмиссии, пересекающей основную систему набора и обшивки, для передачи крутящего момента к гребному винту (рисунок 10).

Рисунок 10. Стационарные двигатели
для глиссеров и аквабайков

3.1.9. В спортивных дисциплинах, содержащих в своих наименованиях слово "аквабайк" и в спортивной дисциплине "доска с водометом GP1" крутящий момент передается от стационарно установленного специального двигателя к размещенному в спрямляющем аппарате гребному винту - импеллеру.

3.1.10. Рабочий объем цилиндров двигателя является, как правило, основным критерием отнесения спортивного судна к определенной спортивной дисциплине. Рабочий объем измеряется в кубических сантиметрах - см3.

3.1.11. Все спортивные суда в водно-моторном спорте по рабочему объему устанавливаемого двигателя делятся на следующие классы: 125 см3, 175 см3, 250 см3, 350 см3, 500 см3, 700 см3, 1500 см3, 2000 см3, 2500 см3. Суда, на которых установлены подвесные лодочные моторы с повышенными экологическими требованиями к эксплуатации ("Green" - "зеленые" моторы), разделяются по установленной мощности: 11 кВт, 22 кВт, 44 кВт, 103 кВт, 147 кВт (в международных правилах шкала мощности таких моторов приведена в "лошадиных силах" - л.с. - 15 л.с., 30 л.с., 60 л.с., 140 л.с., 200 л.с.).