Статья 23. Куб удвоения и правила удвоения
23.1. Куб удвоения (куб, центральный куб) с нанесенными на его грани числами 2, 4, 8, 16, 32 и 64 используется для целей фиксации и отслеживания количества очков, которое спортсмен получит за победу в партии.
23.2. Куб удвоения используется во всех спортивных дисциплинах.
23.3. Оба спортсмена ответственны за установку куба в центр в начале каждой партии. Куб, установленный в центре, имеет ценность 1 очко. В случае спора, текущее положение и значение куба имеют решающее значение для принятия решения.
23.4. В ходе партии спортсмен может повернуть куб удвоения так, чтобы верхняя сторона куба показывала число 2, тем самым удваивая количество очков, которое получит победитель партии. Указанные действия спортсмен должен сопровождать произнесением "Удваиваю".
23.5. В ходе партии, если спортсмен взял в руки куб (дотронулся до куба) то он уже обязан показать удвоение, то есть спортсмен не может положить его обратно.
23.6. Удвоение разрешается делать во время своего хода, но до броска костей. Если спортсмен принял решение кидать игральные кости, но при этом бросок оказался некорректным, то он обязан перебросить игральные кости без права заменить бросок ходом куба.
23.7. Если спортсмен, которому предложили удвоить количество очков, отказывается ("пасует"), то партия заканчивается и спортсмен, отказавшийся от удвоения, проигрывает одно очко. В противном случае он должен принять удвоение, и игра (партия) продолжится с ценой игры равной двум очкам.
23.8. Спортсмен, который принял удвоение, становится обладателем куба, устанавливает куб на своей стороне доски, и только он может повысить цену игры до 4. Аналогичным образом спортсмены могут сколько угодно раз, по очереди увеличивать значения куба удвоения до 8, 16, 32, 64.
23.9. Если спортсмен сдается, то он проигрывает одно очко, если куб был в середине, или столько очков, сколько он объявлял при предыдущем удвоении. В противном случае куб переходит к спортсмену, принявшему повторное удвоение, и партия продолжается дальше с еще раз удвоенным значением очков, которые получит победитель партии. Ограничений на число повторных удвоений не существует.
23.10. Принимая куб, спортсмен размещает его с предложенным значением на своей стороне доски и уточняет свои действия словами "Беру" или "Принимаю". Спортсмен, который принимает куб, должен сохранять его предложенным значением вверх и сохранять его на своей стороне доски в специально отведенном месте. В случае спора текущее положение и значение куба имеют решающее значение для принятия решения.
23.11. Любой куб, показанный преждевременно, должен остаться на доске, и противник может завершить ход при этом кубе.
23.12. Если сделан (но не завершен) ошибочный ход, и противник удвоил, то удвоение остается, а при этом ошибочный ход может быть исправлен.
23.13. Запрещается прятать куб. Это является нарушением настоящих Правил, так как куб - это неотъемлемая часть позиции. Исключением является ситуация, когда один из спортсменов первым достиг матч-пойнта. Эта ситуация называется правилом Кроуфорда. В этом случае куб убирается с доски.
23.14. Правило Кроуфорда - когда спортсмен достигает матч-пойнта (например, 8 очков при матче до 9), куб удвоения изымается из партии, но только на одну партию (партию "без куба").
23.15. При отказе в принятии удвоения, спортсмен произносит "Пас", останавливает часы.