12.1. "Правила вида спорта "гребной спорт" (утв. приказом Минспорта России от 08.04.2025 N 288)
12.1. Процедура общего старта для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании слова "академическая гребля", "народная гребля"
12.1. Процедура общего старта для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании слова "академическая гребля", "народная гребля"
12.1.1. Стартовая зона
12.1.1.1. Первые 100 метров соревновательной дистанции (от стартовой линии) составляют стартовую зону.
12.1.1.2. Экипажи могут войти в стартовую зону по разрешению стартера, но не выходить на водную дорожку, пока экипажи предыдущего заезда не покинут стартовую зону и стартер не определит экипажам их водные дорожки.
12.1.1.3. Экипажи должны быть у своих стартовых устройств не позднее чем за две минуты до указанного времени старта их заезда.
12.1.1.4. Стартер может дать старт заезду, не дожидаясь отсутствующих экипажей.
12.1.1.5. Экипаж, подошедший с опозданием (менее двух минут до времени старта соответствующего заезда) к своему стартовому месту, получает от стартера желтую карточку (предупреждение).
12.1.1.6. Экипажи, не имеющие на носу своих спортивных судов резинового литого шарика или стартового номера, к участию в заезде не допускаются.
12.1.2. Стартовая процедура
12.1.2.1. Стартер сообщает экипажам их места по водным дорожкам. Он дает старт заезду, когда экипажи готовы и когда судья на старте сигнализирует, что экипажи точно выровнены. Только судья на старте решает, что спортивные суда точно выровнены, и фиксирует факт фальстарта, совершенного одним или несколькими экипажами.
12.1.2.2. Стартер может остановить стартовую процедуру в любой момент, если сочтет, что старт в сложившихся условиях является небезопасным для каких-либо из экипажей из-за угрозы их столкновения после начала движения лодок.
12.1.2.3. При переносе заезда по каким-либо причинам желтая карточка, полученная участниками за опоздание на старт или фальстарт, сохраняет свою силу.
12.1.2.4. Отсутствие по вине участвующей команды запасных весел на старте не является основанием для задержки или переноса старта.
12.1.3. Стартовая процедура с флагами
12.1.3.1. За 5 минут до старта стартер начинает отсчет времени, объявляя участникам заезда:
номер заезда;
вид программы;
класс лодок;
этап соревнования;
наименование команды (наименование субъекта Российской Федерации или организации и (или) фамилию загребного в экипаже) и номер водной дорожки, на которой экипаж проходит соревновательную дистанцию;
время, оставшееся до старта, объявляется через каждую минуту и заканчивается объявлением "две минуты".
12.1.3.2. Экипажи должны быть у своих стартовых устройств не позднее чем за две минуты до времени старта их заезда. За две минуты до указанного времени старта стартер объявляет "две минуты", означающие для экипажей, что они формально поступают в распоряжение стартера. Объявление "две минуты" для экипажей является указанием подготовиться к началу заезда, и они должны быть готовы начать заезд не позже, чем через две минуты. Если стартер, дав объявление "две минуты", удовлетворен тем, что все экипажи готовы к началу заезда, он может в неблагоприятных погодных условиях или иных особых обстоятельствах продолжить стартовую процедуру, не дожидаясь назначенного времени старта.
12.1.3.3. Перед подачей стартовых команд стартер должен убедиться, что арбитр и судья на старте готовы к проведению заезда. Когда спортивные лодки выровнены, то есть шарики на носу каждой из них зафиксированы на стартовой линии и экипажи готовы к заезду, судья на старте сообщает об этом стартеру, поднимая белый флаг.
12.1.3.4. Получив сигнал судьи на старте о том, что спортивные лодки выровнены, стартер поочередно в порядке дорожек начинает перекличку, называя наименования команд или номера их водных дорожек. После начала переклички экипажи должны убедиться, что их спортивные лодки стоят прямо по дистанции. Каждый экипаж ответственен за то, что его спортивная лодка стоит прямо по дистанции и экипаж готов к заезду до конца переклички.
12.1.3.5. После начала переклички стартер не принимает во внимание от любого экипажа обращение, что экипаж не готов или лодка не стоит прямо по дистанции. После окончания переклички стартер по флагу судьи на старте убеждается, что экипажи выровнены, и произносит команду "внимание". Затем стартер поднимает красный флаг и после подчеркнутой паузы дает старт, резко опуская в сторону красный флаг и одновременно произнося команду "марш". Пауза между поднятием флага и стартовой командой (опусканием красного флага и командой "марш") должна быть четкой и может варьироваться по длительности.
12.1.3.6. Если стартовая процедура прерывается по какой-либо внешней причине или по причине фальстарта, стартер должен начать стартовую процедуру снова, начиная с переклички.
12.1.4. Стартовая процедура со светофорными сигналами
12.1.4.1. Светофоры со встроенными динамиками, подающие визуальный и звуковой сигналы, должны быть установлены рядом с каждым стартовым плотом. Центральная часть светофоров должна быть закреплена на высоте 0,7 - 1,1 м выше уровня воды. Светофоры должны быть расположены в 2,5 м от центра каждого стартового плота с ближней к центру гребной дистанции стороны и должны быть хорошо видны экипажам на стартовых плотах.
За 5 минут до старта стартер начинает отсчет времени и объявляет участникам:
номер заезда;
вид программы;
класс лодок;
этап соревнования;
наименование команды (наименование субъекта Российской Федерации или организации и (или) фамилию загребного в экипаже) и номер водной дорожки, на которой экипаж проходит соревновательную дистанцию;
время, оставшееся до старта, объявляется через каждую минуту и заканчивается объявлением "две минуты".
12.1.4.2. Экипажи должны занять места у своих стартовых устройств не позднее чем за две минуты до времени старта их заезда. За две минуты до указанного времени старта стартер объявляет "две минуты", означающие для экипажей, что они формально поступают в распоряжение стартера. Объявление "две минуты" для экипажей является указанием подготовиться к заезду, и они должны быть готовы начать заезд не позже, чем через две минуты. Если стартер, дав объявление "две минуты", удовлетворен тем, что все экипажи готовы к заезду, он может в неблагоприятных погодных условиях или иных особых обстоятельствах продолжить стартовую процедуру, не дожидаясь назначенного времени старта.
12.1.4.3. На гребной дистанции, на которой используется устройство контроля выравнивания, стартер после объявления "две минуты" предупреждает экипажи, объявляя "подъем стартовой системы". Затем приводит в действие устройство выравнивания, чтобы оно поднялось над водной поверхностью.
12.1.4.4. Перед тем как дать стартовую команду, стартер должен убедиться, что арбитр и судья на старте готовы к гонке. После того как спортивные лодки выровнены (стартер получает об этом информацию от судьи на старте, который поднимает белый флаг или включает сигнал белого цвета на пульте стартера) и экипажи готовы к заезду, стартер начинает перекличку, называя поочередно в порядке дорожек наименование каждой команды или номера водных дорожек экипажей данного заезда. Каждый экипаж ответственен за то, что его лодка стоит прямо по дистанции и экипаж готов к заезду до конца переклички. После начала переклички стартер более не принимает во внимание обращение, что экипаж не готов или что его лодка не стоит прямо по дистанции. После окончания переклички стартер по белому флагу судьи на старте или после включения индикатора белого цвета на пульте стартера убеждается в том, что экипажи выровнены на стартовой линии, и затем произносит команду "внимание". Затем стартер нажимает кнопку (или переключатель), чтобы изменить светофорный сигнал с нейтральной позиции на позицию красного цвета. После четкой паузы стартер дает старт нажатием кнопки (без голосовой команды "марш"), что одновременно сопровождается следующими операциями:
1) светофорный сигнал красного цвета меняется на зеленый;
2) через громкоговорители раздается звуковой сигнал;
3) запускается система отсчета времени в заезде;
4) останавливается изображение на мониторе в помещении выравнивающего;
5) освобождается устройство контроля выравнивания (если установлено).
12.1.4.5. Пауза между светофорным сигналом красного цвета и стартовой командой (светофорный сигнал зеленого цвета и звуковой сигнал) должна быть четкой и может варьироваться по длительности.
12.1.4.6. Если стартовая процедура прерывается по веским причинам по отношению к экипажам или по причине фальстарта, стартер начинает процедуру снова с переклички.
12.1.5. Быстрый старт
12.1.5.1. При исключительных обстоятельствах стартер может не использовать нормальную процедуру с перекличкой. В этом случае он информирует экипажи, что будет применен "быстрый старт". В случае, если уже был использован нормальный старт, стартер не должен изменять стартовую процедуру на быстрый старт в том же заезде.
12.1.5.2. При быстром старте вместо переклички стартер объявляет "быстрый старт". Затем он произносит команду "внимание". После данной команды стартер выполняет следующие действия:
1) поднимает красный флаг или нажимает кнопку красного светофорного сигнала;
2) после четкой и изменяемой паузы стартер дает старт - быстро опускает в одну сторону красный флаг и одновременно произносит "марш" или нажимает кнопку переключателя красного светофорного сигнала на зеленый с одновременным включением звукового сигнала.
12.1.6. Фальстарт
12.1.6.1. В случае если экипаж (корпус их спортивной лодки) пересекает стартовую линию после того, как стартер поднял красный флаг или включил красный светофорный сигнал и до объявления стартовой команды, то такой экипаж совершает фальстарт.
12.1.6.2. В случае если более чем один экипаж пересекал стартовую линию перед стартовой командой стартера, то только судья на старте решает, какой экипаж или экипажи совершили фальстарт, за который должна быть предъявлена "желтая карточка".
12.1.7. Процедура предъявления "желтой карточки" экипажу или экипажам, совершившим фальстарт
12.1.7.1. После того, как была дана стартовая команда стартер смотрит на судью на старте, чтобы убедиться, что старт прошел правильно.
12.1.7.2. В случае, если судья на старте сигнализирует поднятием красного флага, что был совершен фальстарт, стартер останавливает заезд, ударяя в колокол и размахивая красным флагом из стороны в сторону.
12.1.7.3. В случае, если работает светофорная стартовая система, то для обозначения фальстарта включается мигающий красный светофорный сигнал и прерывистый звуковой сигнал.
12.1.7.4. В случае фиксации фальстарта судья на старте сообщает стартеру, какой экипаж или экипажи совершили фальстарт.
12.1.7.5. Стартер предъявляет экипажу или экипажам "желтую карточку" после того, как экипажи вернулись на свои стартовые места, объявляя: "номер водной дорожки экипажа (или название команды), фальстарт, желтая карточка".
12.1.7.6. Стартер дает указание держателю на стартовом устройстве выставить желтый знак фальстарта на стартовом месте виновных экипажа или экипажей.
12.1.7.7. Предупреждение остается в силе до окончания заезда и сохраняет свою силу в случае переноса заезда по каким-либо причинам или повторного заезда.
12.1.7.8. Экипажу, получившему две "желтые карточки" в одном заезде за любые нарушения, предъявляется "красная карточка", что означает снятие с участия со всех этапов соответствующего вида программы соревнований в данной спортивной дисциплине и соревновательной дистанции.
12.1.7.9. Необоснованный отказ участников выполнять требования арбитра, стартера или судьи на старте влечет за собой снятие их с заезда.
12.1.8. Протесты на старте
12.1.8.1. Экипаж, снятый с соревнований или дисквалифицированный на старте, может заявить протест арбитру или стартеру на месте старта. Арбитр или стартер должны немедленно принять решение по поводу протеста и сообщить о своем решении Главному судье, экипажам, участвующим в заезде, и другим судьям заезда.