2.4.1. Встраивание формата в программу профориентационного события
Мини-пробы целесообразно организовать в рамках профориентационного события как вовлекающую активность, которая усилит мотивацию подростков к участию в данном событии и интерес к профессиональным компетенциям и сферам, представленным на нем.
Площадкой для данного формата может стать:
день открытых дверей на предприятии, в учебном заведении;
чемпионат профессионального мастерства;
профессиональная выставка, форум, конгресс;
ярмарка вакансий;
ярмарка учебных заведений и т.п.
Варианты организации мини-проб в рамках профориентационного события:
1. Мини-пробы логически встроены в маршрут экскурсии по выставке, чемпионату.
2. Мини-пробы представлены для свободного прохождения участниками в рамках выставки, ярмарки.
3. Мини-пробы представлены как практическая часть встречи с носителем определенной профессиональной компетенции, экспертом.
4. Посещение мини-проб является отдельным самостоятельным этапом профориентационного события, встроено в логику программы участия подростков в нем (например, на ярмарке профессий участники сначала просмотрели фильм про профессии, затем встретились с тремя экспертами из ведущих компаний, затем последовательно прошли серию мини-проб и т.д.)
В случае, если выбранные для мини-проб профессиональные компетенции будут напрямую связаны с содержанием профориентационного события, это может иметь положительный эффект для восприятия информации и большего вовлечения участников в формат мини-проб. Например, если участникам предложена экскурсия по чемпионату профессионального мастерства, где выступают их сверстники, в рамках данной экскурсии им можно предложить попробовать свои силы в минипробах по компетенциям, включенным в программу соревнования. Другой вариант: включение инструментов поощрения и игрофикация, когда на мини-пробах в рамках промышленной выставки за успешное выполнение заданий выдаются жетоны, которые в конце дня можно обменять на призы от партнеров и организаторов выставки.
Участие в мини-пробах предполагает определенную подготовку участников, которая может включать:
мотивационную беседу, актуализирующую ценность практического знакомства с различными компетенциями и общения с их носителями;
предварительное профориентационное тестирование, в том числе игровое, определяющие уровень интереса к различным профессиональным сферам или уровень владения различными универсальными компетенциями (память, внимание, логическое мышление, стрессоустойчивость и т.п.).
Итогом подготовки должно стать повышение мотивации участника к осознанному участию в мини-пробах и понимание возможностей, которое дает это участие.
Рекомендуется организовать процесс проведения мини-проб таким образом, чтобы каждый участник группы имел возможность принять участие в каждой пробе. При этом заставлять каждого проходить все пробы в обязательном порядке не рекомендуется (возможен выбор участником роли активного участника или зрителя той или иной мини-пробы).