4.2. Методическая модель разработки кейсовых заданий

4.2. Методическая модель разработки кейсовых заданий

Кейсовое задание содержит практическую задачу, отвечающую определенным требованиям. Практическая задача должна быть актуальна в тематическом направлении, предметной области, отрасли, предусматривать командную (неиндивидуальную) работу. Состав команды - не менее пяти и не более десяти человек. Практическая задача направлена на формирование у обучающихся представления о конкретном виде профессиональной деятельности в рамках данного тематического направления.

По типу ожидаемого результата выполнения каждый кейс может быть условно отнесен к одному из трех типов:

технологический кейс, результатом которого выступает технологическое решение, устройство, механизм, элемент технологического процесса и т.п., представленные в форме описания или действующей модели, установки, собранной из представленных элементов;

маркетинговый кейс, результат которого - тот или иной продукт (проектная идея, дизайн-проект, эскиз или др.), который имеет социально-экономическую ценность (рыночную стоимость), и обоснование этой ценности, а также предложения по продвижению данного продукта на рынке;

исследовательский кейс, нацеленный на получение объективных, в том числе, количественных данных, отражающих определенную закономерность, выявляющих свойства определенного процесса, материала и т.д.

Структура кейсового задания содержит:

сведения о тематическом направлении, предметной области (в рамках общеобразовательной программы школы), к которой относится данная задача;

информацию о профессии, представление о которой получает участник;

описание алгоритма решения задачи, поставленной в кейсовом задании (пошагового прохождения кейса);

результат решения кейсового задания и описание критериев, по которым этот результат можно признать успешным;

информацию о партнерах кейса;

описание оборудования, которое необходимо для проведения кейсового задания.

Данная структура кейсовых заданий должна быть отражена в описаниях, предоставляемых компаниями-партнерами и участниками Фестиваля профессий "Билет в будущее".

Описание пошагового прохождения кейса включает в себя:

обозначение временного интервала каждого шага;

необходимые дополнительные информационные материалы, способствующие успешному прохождению шага;

подробное описание действий педагога в части дидактики (предметная область, содержание, материалы) и методики (используемые педагогические приемы, методы);

рекомендации по работе с оборудованием и раздаточными материалами (инструкции для успешного решения технической задачи, описание принципов работы оборудования/научного принципа, осваиваемого в рамках профессиональной пробы);

краткое описание образовательных результатов в рамках прохождения пробы по основным типам результатов, заданных ФГОС общего образования (например, достигаемый предметный результат - органическая химия, раздел кетоны; знание о процессах растворения и синтеза органических веществ; метапредметный результат - постановка проблемы, декомпозиция проблемы на задачи; личностный результат - командная работа, мотивация к освоению учебных предметов и пр.);

указание связки предмета кейса с осваиваемой общеобразовательной программой 6 - 11 класса, в соответствии с возрастной группой, на которую ориентирован кейс (например, "Предметная задача кейса лежит в области "Химические и физические свойства кетонов", осваиваемые в рамках общеобразовательной программы 11 класса по предмету "Химия");

список обязательной литературы для подготовки педагога к проведению профессиональных проб (включая, при наличии, электронные источники) и списка рекомендуемых информационных источников и материалов для обучающихся;

перечень профильных вузов, колледжей, рекомендуемых обучающимся для освоения данной профессии и потенциальных работодателей.

При выборе профессий и разработке кейсовых заданий необходимо учитывать, что отобранные профессии должны быть востребованы и (или) перспективны в субъекте Российской Федерации, где проводится Фестиваль профессий "Билет в Будущее", в Российской Федерации и мире, а также соответствовать тематическому направлению, в котором они представлены.

Методические материалы должны быть представлены как в печатном, так и в электронном варианте. Материалы, использованные при разработке кейсов, включая графические материалы, чертежи, схемы, видеоматериалы и т.д., должны быть уникальны и/или разработчик должен иметь права на использование данных материалов и/или материалы должны быть общедоступными и не иметь ограничения на их использование.

Кейсовых задания включают в себя:

актуальность выбранной профессии для субъекта Российской Федерации;

наличие современного профессионального оборудования для реализации кейсового задания;

опыт эксперта не менее 3-х лет работы в профессиональной сфере деятельности;

опыт работы эксперта в образовательной сфере;

эксперт, разработавший и ведущий кейс, представляет федеральную компанию или компанию, ведущую инновационную деятельность и разработки в субъекте Российской Федерации.

Соответствие каждому из критериев является дополнительным фактором для отбора кейса.

Кейсовые задания должны быть представлены на научно-методическом совете Министерства просвещения Российской Федерации по реализации проекта "Билет в будущее".