4.2.1. Несовершенство законодательства в области охраны и использования животного мира и среды его обитания и правоприменительной практики в этой сфере

4.2.1. Несовершенство законодательства в области охраны и использования животного мира и среды его обитания и правоприменительной практики в этой сфере

Законодательство в области охраны и использования животного мира и среды его обитания учитывает особое природоохранное положение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и в целом позволяет в полной мере обеспечивать мероприятия по сохранению и восстановлению сайгака. Вместе с тем, в части правоприменительной практики существуют определенные сложности.

Не налажено эффективное межрегиональное взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный надзор в области охраны и использования животного мира в ареале сайгака, между собой, а также с федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения.

Опыт Советского Союза, усвоенный и адаптированный к современным условиям в Республике Казахстан, демонстрирует, что наиболее эффективным методом охраны этого высокостадного мигрирующего вида открытых пространств является постоянное сопровождение стад мобильными охранными группами.

Однако в настоящее время законодательством Российской Федерации установлено разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, предусматривающее передачу осуществления основных полномочий в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Те же полномочия на особо охраняемых природных территориях федерального значения осуществляют федеральные государственные бюджетные учреждения.

Такое разграничение полномочий создает проблемы при охране сайгаков. Так, охрана сайгаков даже в небольшом ареале ограниченно мигрирующей популяции Северо-Западного Прикаспия в настоящее время оказалась в компетенции сразу трех структур: Федерального государственного бюджетного учреждения "Черные земли", подведомственного Минприроды России, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (и его подведомственного бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Дирекция особо охраняемых природных территорий Республики Калмыкия") и Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (и его подведомственного государственного бюджетного учреждения "Дирекция для обеспечения функционирования государственного природного заказника "Степной" Астраханской области").

Другая проблема, препятствующая охране сайгака, - недостаточный размер субвенций из федерального бюджета, что не позволяет осуществлять эффективную охрану редких видов на территории субъектов Российской Федерации, в том числе сайгака.

Методика определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и их распределения между субъектами Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 171, требует пересмотра.

Имеются отдельные правовые пробелы в законодательстве в области охраны и использования животного мира и среды его обитания, в частности не проработан вопрос реинтродукции объектов животного мира. Отсутствуют правовое определение термина "реинтродукция", порядок реинтродукции/выпуска в естественную природную среду редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира.

Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" урегулированы лишь отдельные аспекты этой деятельности:

- содержание редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира в неволе и выпуск их в естественную природную среду допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации (статья 24);

- переселение объектов животного мира в новые места обитания допускаются только по разрешению специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требований экологической безопасности (статья 25);

- содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (статья 26).

Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 60) установлено, что в целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в искусственно созданной среде обитания; порядок сохранения их генетического фонда в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.

При этом мероприятия по реинтродукции предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", паспортом национального проекта "Экология", утвержденным Протоколом заседания Проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21.12.2018 N 3, Стратегией сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 N 212-р.