4.1.5. Искусственные преграды, включая приграничные инженерно-технические сооружения

4.1.5. Искусственные преграды, включая приграничные инженерно-технические сооружения

Преграды в виде протяженных линейных сооружений, созданных без учета направлений и путей миграции сайгака, - второй по значению после браконьерства антропогенный фактор, оказывающий негативное воздействие на популяцию сайгака. Протяженные преграды препятствуют свободному перемещению сайгаков в границах ареала, тем самым сокращая общую емкость среды обитания вида.

Такие линейные сооружения, как ограды пастбищ, каналы, автомобильные дороги, наземные трубопроводы большого диаметра служат источником повышенной опасности для сайгаков и причиной гибели животных во время их пересечения. Например, весной 1977 года при переходе сайгака через оросительный канал на участке длиной 5 км была зафиксирована гибель 14 тыс. сайгаков.

В период 1972 - 1978 годов гибель на автодорогах составляла 10% от всех зарегистрированных случаев гибели сайгаков. В Республике Калмыкия плотность автомобильных дорог выросла с 26,8 км на 1000 км2 территории в 1990 году, до 41,5 км в 2015 году. Реализация планов огораживания основных автодорог с твердым покрытием в ареале сайгака электроизгородями для предотвращения дорожно-транспортных происшествий (столкновений с сельскохозяйственными животными) может негативно отразиться на численности сайгаков.

При современной пространственной структуре популяции Северо-Западного Прикаспия и ее круглогодичном обитании на пастбищах Черных земель влияние протяженных линейных сооружений на популяцию пока незначительно. Однако при предполагаемом увеличении популяции негативное воздействие этого фактора может существенно возрасти. На территориях, активно используемых сайгаками в недавнем прошлом (к северу от современного ареала, включая государственные природные заказники федерального значения "Сарпинский" и "Харбинский"), широкое распространение получило огораживание пастбищ домашнего скота электроизгородями.

Серьезное препятствие для мигрирующих сайгаков Северо-Западного Прикаспия мог создать нефтепровод Акционерного общества "Каспийский трубопроводний консорциум-Р" (АО "КТК-Р"). Однако благодаря квалифицированным экспертным консультациям и проведенным компенсационным мероприятиям угроза была предотвращена.

Одной из основных задач при развитии инфраструктуры в Республике Калмыкия, определенной Стратегией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24.12.2019 N 388, является строительство железной дороги Элиста - Волгоград, что при сохранении современных границ ареала сайгака не представляет угрозы для устойчивого развития популяции. Строительство иных крупных объектов инфраструктуры в границах ареала сайгака Стратегией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2030 года не предусмотрено.

Республика Калмыкия относится к регионам с доказанной промышленной нефтегазоносностью и является высокоперспективной территорией для поисков месторождений нефти и газа на суше, что в долгосрочной перспективе может оказать негативное воздействие на популяцию Северо-Западного Прикаспия.

Серьезную угрозу для Волго-Уральской и Бетпакдалинской популяций сайгака представляют приграничные заграждения карантинных полос. По представлению специально уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарного надзора Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) производит огораживание участков российско-казахстанской границы именно в местах ее вероятного пересечения животными. Используемые конструкции ограждений практически непреодолимы для сайгаков. В результате ареал обеих популяций оказался искусственно разделен, сайгаки не могут свободно перемещаться, и по имеющейся информации, уже наблюдалась гибель животных на этих ограждениях.