МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 июля 2015 г. N 726
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 13 июля 2015 г., N 0001201507130019) и подпунктом 5.2.11 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898), приказываю:
Утвердить прилагаемое Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утверждено
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 16 июля 2015 г. N 726
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования (далее - Типовое положение) определяет порядок создания и организации деятельности учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования (далее - учебно-методические объединения), управления ими, а также основные направления деятельности учебно-методических объединений.
2. С учетом части 2 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" учебно-методические объединения создаются в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - федеральные государственные образовательные стандарты), примерных образовательных программ среднего профессионального образования (далее - примерные программы), координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в обеспечении качества и развития содержания среднего профессионального образования <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 13 июля 2015 г., N 0001201507130019.
3. Учебно-методическое объединение создается по укрупненным группам профессий, специальностей (далее - укрупненные группы), имеющим одинаковый порядковый номер укрупненных групп и относящимся к соответствующей области образования. Наименование укрупненных групп включается в наименование учебно-методического объединения.
4. Учебно-методические объединения создаются федеральными органами исполнительной власти (далее - федеральные учебно-методические объединения) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - региональные учебно-методические объединения) (далее вместе - органы власти), и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными этими органами власти <1>.
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 13 июля 2015 г., N 0001201507130019).
5. Федеральные учебно-методические объединения создаются:
Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России);
иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с установленной сферой деятельности указанных федеральных органов (при необходимости).
Учебно-методические объединения могут быть созданы совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти.
6. Региональные учебно-методические объединения создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (при необходимости).
II. Организация деятельности учебно-методических
объединений и управление ими
7. Органом власти (органами власти) определяется председатель учебно-методического объединения.
Положение об учебно-методическом объединении утверждается органом власти (органами власти).
8. Предложение по кандидатуре председателя учебно-методического объединения вносится в орган власти (органы власти) Координационным советом по среднему профессиональному образованию, создаваемым Минобрнауки России.
9. Состав учебно-методического объединения формирует и утверждает председатель учебно-методического объединения. В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, и иных организаций, действующих в системе среднего профессионального образования (далее - члены учебно-методического объединения), в том числе представители работодателей <1>.
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 13 июля 2015 г., N 0001201507130019).
10. Руководство деятельностью учебно-методического объединения осуществляет председатель учебно-методического объединения. Председатель учебно-методического объединения может иметь заместителя (заместителей).
11. Председатель учебно-методического объединения осуществляет общее руководство деятельностью учебно-методического объединения и представляет его по вопросам, относящимся к сфере деятельности учебно-методического объединения, в органах государственной власти Российской Федерации, в государственных и общественных организациях.
Председатель учебно-методического объединения при необходимости может обращаться в организации по вопросам обеспечения деятельности учебно-методического объединения.
12. Срок полномочий председателя и членов учебно-методического объединения составляет 3 года. По истечении срока полномочий председателя и членов учебно-методического объединения состав обновляется не менее чем на 30 процентов.
13. В случаях добровольного сложения полномочий председателем учебно-методического объединения, невозможности осуществлять полномочия председателя учебно-методического объединения в связи с нетрудоспособностью, а также утраты доверия к председателю учебно-методического объединения в установленном настоящим Типовым положением порядке определяется вместо прежнего новый председатель учебно-методического объединения.
14. Учебно-методическое объединение принимает решения на своих заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. Заседание учебно-методического объединения правомочно, если в его работе участвуют более половины его членов. Решения принимаются простым большинством голосов членов учебно-методического объединения, участвующих в его заседании.
15. В работе учебно-методического объединения могут принимать участие приглашенные представители органов государственной власти, юридические и физические лица, а также иностранные юридические лица и иностранные граждане.
16. Учебно-методическим объединением при необходимости создаются советы, секции, рабочие группы, отделения:
по видам образовательных программ среднего профессионального образования;
по образовательным программам среднего профессионального образования, реализуемым федеральными государственными образовательными организациями, находящимися в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>;
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 13 июля 2015 г., N 0001201507130019).
по обеспечению деятельности учебно-методического объединения в отдельных субъектах Российской Федерации.
Учебно-методическим объединением создается специализированный совет по образовательным программам среднего профессионального образования, содержащим сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения (при необходимости).
Учебно-методическое объединение для решения текущих организационных вопросов может создавать президиум, секретариат или бюро, порядок формирования и полномочия которых определяются учебно-методическим объединением самостоятельно.
III. Основные направления деятельности и права
учебно-методических объединений
17. Учебно-методическое объединение в целях обеспечения своей деятельности имеет право в соответствии с законодательством Российской Федерации:
вносить в органы государственной власти предложения по вопросам государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере среднего профессионального образования, содержания среднего профессионального образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
распространять информацию о своей деятельности;
проводить конференции, семинары, совещания и иные мероприятия по вопросам совершенствования системы образования;
оказывать информационные, консультационные и экспертные услуги в сфере своей деятельности.
18. Основными направлениями деятельности учебно-методических объединений являются:
а) в части федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования:
подготовка предложений в Минобрнауки России по проектам федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
осуществление методического сопровождения реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
подготовка предложений по оптимизации перечня профессий, специальностей среднего профессионального образования;
б) в части примерных программ:
организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных программ;
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, религиозными организациями или централизованными религиозными организациями при организации разработки и проведения экспертизы примерных программ;
в) в части обеспечения качества и развития содержания среднего профессионального образования:
проведение мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения разработки и реализации образовательных программ среднего профессионального образования;
участие в разработке совместно с объединениями работодателей фондов оценочных средств для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся;
участие в независимой оценке качества образования и профессионально-общественной аккредитации;
г) в части профессионального совершенствования деятельности научно-педагогических работников:
участие в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
участие в разработке профессиональных стандартов.
Учебно-методические объединения могут осуществлять деятельность по иным направлениям в соответствии с целями их создания.
19. Учебно-методическое объединение направляет ежегодно, не позднее 1 марта, отчет о своей деятельности за предшествующий календарный год в создавший его орган власти (органы власти) и Координационный совет по среднему профессиональному образованию, а также направляет иную информацию о своей деятельности по запросу указанного органа власти (органов власти) или Координационного совета по среднему профессиональному образованию.