2.1. ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ

2.1. ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ

Пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй Мировой войны. При этом с начала года оценки динамики мирового ВВП в 2020 году понижались уже трижды: с +3,3% в январе до текущих -4,9%.

Нижняя точка кризиса, вероятно, была пройдена во 2 квартале 2020 года, когда глубокое падение ВВП наблюдалось практически во всех странах большой двадцатки (за исключением Китая). В летние месяцы по мере ослабления карантинных ограничений и активизации мер государственной поддержки наблюдалось улучшение деловых настроений. Тем не менее, ситуация в мировой экономике остается сложной, а траектория дальнейшего восстановления неясной. Даже по итогам 2021 года мировой выпуск, вероятно, не вернется к уровню 2019 года, а по сравнению с прогнозами до пандемии его уровень ожидается на 6,5% ниже.

Экономическая активность упала вследствие двойного шока - со стороны предложения и спроса. С одной стороны многие компании были вынуждены временно прекратить работу из-за ограничений, направленных на борьбу с эпидемией, а также нарушения производственных цепочек. По данным ВТО, в первом квартале 2020 года объем мировой торговли снизился на 3% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Предварительные оценки для второго квартала, в котором распространение коронавируса и связанные с ним ограничения затронули значительную часть мира, показывают, что падение объема глобальной торговли составило около 18,5%.

В то же время на шок предложения накладывается и шок спроса. В отличие от "обычных" кризисов вследствие вынужденного и добровольного социального дистанцирования и снижения потребительской уверенности заметно снизилось потребление услуг. Кроме того, компании реального сектора также сократили инвестиции, столкнувшись с резким спадом спроса, перебоями в поставках и высокой неопределенностью.

Резкое снижение экономической активности сопровождается сокращением занятости. Несмотря на реализацию мер поддержки рынка труда, по данным Международной организации труда (МОТ) сокращение рабочего времени в мире во 2 кв'2020 по сравнению с 4 кв'2019 на 14% было эквивалентно потере 480 миллионов рабочих мест с полной занятостью. По итогам всего года в базовом сценарии МОТ потери рабочего времени будут составлять порядка 4,9% (эквивалент 168 млн. рабочих мест).

Столь масштабный экономический кризис в мире вызвал не менее масштабный ответ со стороны правительств и центральных банков. В целях поддержки населения и компаний реального сектора экономики были предприняты меры по отсрочке и снижению налогов, расширению программ гос. гарантий и увеличению прямых бюджетных расходов.

Фискальные меры поддержки

Общий объем прямых фискальных мер в целях поддержки экономики и населения в связи с распространением коронавируса по ключевым странам составил почти $ 5 трлн., а с учетом налоговых отсрочек, госгарантий и квазифискальных операций - более $ 11 трлн. Принимаемые меры стран отличаются по размеру и составу, однако типы мер в целом схожи и осуществляются по трем ключевым направлениям:

1. Укрепление системы здравоохранения.

2. Поддержка населения в первую очередь наиболее уязвимых групп граждан и безработных.

3. Поддержка компаний и отраслей, включая предоставление налоговых отсрочек и снижение налоговой нагрузки, предоставление гарантийной поддержки по кредитам и субсидирование процентных ставок, программы поддержки занятости и доходов наемных работников, прямая поддержка наиболее пострадавших отраслей, а также поддержка субъектов МСП.

Китай объявил о дополнительных фискальных мерах в размере 4,5% ВВП. Ключевые меры включают: а) увеличение расходов на профилактику эпидемий и борьбу с ними, б) производство медицинского оборудования, в) ускоренное предоставление пособий по безработице и распространение их на трудящихся-мигрантов, г) налоговые льготы (включая снижение ставка НДС до конца 2020 года с 3% до 1% (освобождение от уплаты НДС в наиболее пострадавшей провинции Хубей) для малых предприятий) и д) увеличение программы государственных инвестиций (в частности, стимулирование инвестиций в инфраструктуру через выкуп облигаций региональных правительств общей стоимостью 1,6% ВВП).

США. Реализовали четыре пакета мер общим объемом почти 14,3% ВВП (большая часть этих мер - 9,1% ВВП - приходится на прямые меры), включая: а) временные выплаты пострадавшим гражданам и надбавки к пособию по безработице и иная помощь домохозяйствам, б) поддержка МСП и крупного бизнеса и ряд других расходов. В настоящее время в процессе обсуждения в Конгрессе находится очередной пакет мер.

Германия. Размер прямых мер поддержки составляет около 8,9% ВВП, также расширена программа предоставления гос. гарантий (до 24% ВВП). Пакеты мер включают: а) расходы на медицинское оборудование и разработку вакцины, б) расширение доступа к временной работе (программа "Kurzarbeit") и предоставление субсидий для сохранения рабочих мест и доходов работников, в) гранты для владельцев малого бизнеса и самозанятых, серьезно пострадавших от пандемии, а также облегчение доступа к поддержке базового дохода для самозанятых г) предоставление венчурного финансирования для стартапов, д) расширенные кредитные гарантии для экспортеров и банков, финансирующих экспорт, е) субсидии/инвестиции в экологически чистую энергию и цифровизацию ж) временное повышение сроков предоставления пособий по безработице и повышение пособий по уходу за детьми для малообеспеченных родителей пособий з) финансовая поддержка местных органов власти. Налоговые стимулы предусматривают предоставление отсрочек до конца года для субъектов МСП и самозанятых, временное снижение НДС (общий объем - 7,4% ВВП).

Япония. Объем прямых мер оценивается в 11,3% ВВП. Ключевые меры включают: денежные выплаты гражданам, субсидии пострадавшим организациям, программы поддержки занятости, отсрочки уплаты налогов и взносов на социальное страхование, а также льготные кредиты от государственных и частных финансовых учреждений.

Фискальные меры по борьбе с последствиями Covid-19, % ВВП

В результате во всех ключевых странах бюджет в 2020 году прогнозируется с существенным дефицитом, в том числе в странах, стремившихся в 2019 году к положительному фискальному балансу.

Результатом синхронного роста дефицита бюджетов в 2020 - 2021 гг. станет резкое повышение уровня задолженности к ВВП - как в развивающихся, так и в развитых странах. По прогнозам МВФ, государственный долг в мире в целом после роста в 2019 году на 1,6 п. п., в 2020 году вырастет на 18,7 п. п. и достигнет 101,5% глобального ВВП - самого высокого уровня за всю историю.

Результатом смягчения фискальной политики и роста долга по всему миру стало снижение суверенных рейтингов ведущими рейтинговыми агентствами. По данным Fitch Ratings количество понижений рейтингов за четыре месяца 2020 года достигло рекорда: рейтинги были понижены для долговых обязательств 29 стран.

Дополнительные опасения рейтинговых агентств вызывает растущий на протяжении нескольких лет и находящийся на историческом максимуме корпоративный долг. Экономический спад и ухудшение условий для заимствований на финансовых рынках уже привели в 2020 году к самым высоким темпам дефолтов по корпоративным облигациям со времен мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг., а количество дефолтов в развитых странах (кроме США) превзошло уровень прошлого кризиса.

Чрезвычайно высокий долг может стать опасным для развития мировой экономики вследствие повышения уязвимости к риску рефинансирования и ужесточения финансовых условий, приводящего к росту расходов на обслуживание долга и дестабилизации и без того слабых государственных финансов, а также способствующего росту стоимости заимствований для частных заемщиков.

В этой связи по мере восстановления экономической активности для всех стран критически важно вернуться к соблюдению сбалансированных принципов бюджетной политики, обеспечивающих экономическую и финансовую стабильность.

Мировые монетарные власти в ответ на ухудшение экономической ситуации также пошли на беспрецедентное смягчение ДКП: как по каналу процентных ставок, так и посредством кратного расширения программ предоставления ликвидности и выкупа активов. Антикризисные пакеты также включали макропруденциальные меры для снижения давления на капитал банковской системы, вызванного ухудшением положения заемщиков и предоставлением отсрочек выплат кредитов.

Денежно-кредитные меры поддержки

ФРС США предприняла оперативное смягчение монетарной политики: уже в марте ставка по федеральным фондам была снижена на 150 б.п. до 0 - 0,25 п.п., были снижены (до нуля) обязательные резервные требования для банков и расширено использование инструментов рефинансирования, в том числе новые механизмы поддержки ликвидности. Кроме того, начата масштабная программа выкупа активов: баланс ФРС к июню 2020 года вырос на $ 2,9 трлн. (превысив $ 7,1 трлн.).

В августе 2020 года ФРС США впервые приняла поправки в опубликованные в 2012 году долгосрочные цели и стратегию ДКП. Изменение, в частности, связано с долгосрочной целью по инфляции: денежно-кредитная политика будет нацелена на достижение инфляции 2% в среднем за период, что предполагает, что после периода низкой инфляции денежные власти будут стремиться обеспечить инфляцию, превышающую двухпроцентную среднесрочную цель. Таким образом, ФРС США уже сейчас пытается максимально смягчить переход к ужесточению денежно-кредитной политики.

ЕЦБ сохранил мягкие параметры монетарной политики (процентная ставка по кредитам - 0% годовых, ставка по депозитам - -0,5% годовых, ставка по маржинальным кредитам - 0,25% годовых), а также объявил о дополнительных покупках активов. ЕЦБ также выделил дополнительные средства для рефинансирования краткосрочных кредитов компаниям, выданным государственным банком развития KfW в партнерстве с коммерческими банками. Кроме того, были проведены дополнительные операции долгосрочного рефинансирования (LTRO) по ставке, равной средней ставке по депозитам.

Банк Японии сохранил ключевую ставку на уровне -0,1% годовых и продолжил таргетировать доходность 10-летних гособлигаций на уровне около 0%. В рамках количественного смягчения Банк Японии увеличил программу выкупа государственных и корпоративных облигаций, а также биржевых фондов и инвестиционных фондов недвижимости, запустил новые инструменты предоставления ликвидности финансовым институтам для облегчения финансирования корпораций.

Китайский народный банк снизил краткосрочные ставки обратного репо и среднесрочные ставки по кредитной линии MLF, снизил обязательные резервные требования, расширил предоставление ликвидности (механизмы обратного РЕПО и среднесрочного кредитования) и запустил программу льготного рефинансирования под кредиты производителям медицинских товаров и предметов первой необходимости, МСП и сельскохозяйственному сектору.

Как и развитые страны, многие страны с формирующимися рынками в течение этого периода прибегали к синхронному смягчению бюджетной и монетарной политики. При этом примерно в трети из них уже к началу кризиса отмечался высокий уровень госдолга, т.е. крайне ограниченное пространство для бюджетного маневра. Дополнительные риски для устойчивости государственных финансов создает высокий уровень корпоративного долга и усугубление проблематики неравенства доходов.

Условия торговли

Цены на нефть с начала 2020 г. демонстрировали нисходящую динамику и в апреле достигали минимальных значений с 2002 года. По сравнению с уровнем в 66,3 $/барр., на начало года цены на Brent (ближайший фьючерс) в апреле сократились более чем в три раза - до 19,3 $/барр., а цена на ближайший фьючерс нефти сорта WTI (эталонный сорт для США) опускалась до отрицательных значений.

Фундаментальным факторами снижения нефтяных котировок стали ограничительные меры стран мира по борьбе с распространением коронавируса, которые привели к резкому снижению пассажирских перевозок, особенно в авиационном секторе, а также в использовании личного и общественного транспорта и, как следствие, к беспрецедентному падению мирового спроса на нефть (в апреле - 20% г/г до 80,5 мбс.).

Ограничения добычи нефти в рамках соглашения между крупнейшими странами производителями (ОПЕК+), наряду с естественным сокращением коммерческой добычи нефти в других странах, помогло стабилизировать ценовую конъюнктуру на глобальном рынке. Ожидается, что повышенный уровень запасов, сформировавшийся в первом полугодии 2020 года, будет постепенно сокращаться благодаря восстановлению спроса и действующим ограничениям добычи в рамках соглашения ОПЕК+.

В то же время, в отношении траектории восстановления спроса сохраняются повышенные риски, связанные с эпидемиологической ситуацией и карантинными мероприятиями в разных странах. Кроме того, усиливается актуальность среднесрочных вызовов для мирового рынка углеводородного сырья, связанных с повышением энергоэффективности, ускоренным переходом на альтернативные (в том числе возобновляемые) источники энергии в свете глобальной климатической повестки.

"Пик спроса нефти"
Достижение пикового спроса на нефть до пандемии считалось вопросом отдаленного будущего и приходилось на 2035 год или позже, а спрос на природный газ, как ожидалось, не достигал пика даже в отдаленной перспективе. После достижения пика спрос на нефть должен начать снижаться, а растущие мировые потребности в энергии будут покрываться за счет роста выработки энергии из возобновляемых источников и природного газа.
Вместе с тем последний обзор компании ВР указывает на существенный сдвиг в стратегии потребления нефти. Наметившийся в последние годы переход международных компаний на углеродную нейтральность - перестройка операционной деятельности с целью минимизации или даже обнуления выбросов углекислого газа (например, за счет высадки лесов или улавливания и закачки углекислого газа в пласт), свидетельствует о растущем запросе на снижение выбросов углерода, которое может быть достигнуто только за счет сокращения потребления угля и нефти (и в меньшей степени природного газа).

Помимо декарбонизации, возврату на прошлый тренд роста спроса на нефть могут помешать изменения потребительских привычек, ускорившиеся в связи с пандемией коронавируса. Например, переход на удаленную работу части сотрудников может структурно снизить спрос на моторное топливо.

По прогнозам ВР, даже инерционный сценарий предполагает достижение пика мирового спроса на нефть уже к 2025 году. В двух других сценариях - быстрого перехода к зеленой энергетике и сценария нулевых выбросов CO2 - спрос на нефть уже никогда не восстановится до уровня 2019 года. Такие радикальные изменения в мировом энергетическом балансе, как предполагается, будут достигнуты в том числе вследствие резкого роста платы за выбросы углерода.

Согласно самому жесткому сценарию "нулевых выбросов CO2", предполагающему рост уровня электрификации транспорта до 80% к 2050 году (в инерционном сценарии - только 30%), спрос на нефть за 30 лет (в 2050 году по сравнению с 2019 годом) упадет на 78% (т.е. почти в пять раз), спрос на природный газ - на 36%, а спрос на уголь - на 90%.