1.3. ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

1.3. ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

В 2019 году Международным валютным фондом была проведена оценка прозрачности в налогово-бюджетной сфере, <1> по результатам которой Россия вошла в тройку лучших стран в рейтинге вместе с Финляндией и Литвой. В докладе отмечен значительный прогресс в вопросах повышения открытости бюджетного процесса, расширении охвата и углублении детализации бюджетной отчетности. По оценке МВФ, успехи особенно очевидны в раскрытии информации о бюджетных рисках и их анализе. В частности, в 2019 году утвержден бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 558-р), представляющий оценки наиболее вероятных тенденций развития бюджетов бюджетной системы на вариативной основе.

--------------------------------

<1> Доклад "Российская Федерация: Обновленная оценка прозрачности в налогово-бюджетной сфере" https://www.imf.org/ru/Publications/CR/Issues/2019/10/30/Russian-Federation-Fiscal-Transparency-Evaluation-Update-48772

В 2019 году утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 117-р), содержащая перечень мер по разработке новых и модернизации существующих инструментов и механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, устранения неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств.

Внедрение института обзоров бюджетных расходов

В 2019 году проведены обзоры по 5 сферам (направлениям) бюджетных расходов:

- расходы на проведение научно-исследовательских работ и НИОКР гражданского назначения, в том числе в рамках государственных заданий;

- расходы на материально-техническое обеспечение федеральных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами;

- расходы, главным распорядителем средств по которым является ФССП;

- расходы на реализацию госпрограмм в сфере промышленности гражданского назначения;

- расходы на реализацию госпрограмм в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Результаты соответствующих обзоров бюджетных расходов размещены в открытом доступе на Едином портале бюджетной системы РФ.

Создание системы учета, контроля и оценки налоговых расходов

С 2019 года на законодательном уровне закреплена обязанность учета и оценки налоговых расходов, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование.

Таблица 1.3.1. Объем налоговых расходов Российской Федерации в 2017 - 2023 гг. (по видам налогов и сборов)

млрд. рублей

2017
2018
2019
2020 <1>
2021 <1>
2022 <1>
2023 <1>
НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ, ВСЕГО <2>
3 144,3
3 939,6
4 607,0
4 066,1
4 474,2
4 881,9
5 040,0
%% ВВП
3,4
3,8
4,2
3,8
3,9
3,9
3,8
НЕФТЕГАЗОВЫЕ
989,1
1 699,0
1954,1
1 374,3
1 542,5
1 725,5
1 742,6
НДПИ
813,8
1 346,7
1 293,2
970,2
1 144,7
1 316,3
1 324,1
вывозные таможенные пошлины
168,9
350,3
306,8
187,7
199,0
174,2
171,0
режим НДД <3>
x
x
352
215
197
233
245
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ
2 155,2
2 240,6
2 653,0
2 691,7
2 931,7
3 156,4
3 297,4
НДС <4>
1 248,9
1 364,1
1 677,9
1 717,9
1 860,5
2 004,0
2 061,5
налог на прибыль организаций
78,8
111,5
133,4
129,3
141,1
152,4
163,3
страховые взносы
97,6
118,2
80,4
77,6
116,7
127,1
135,9
ввозные таможенные пошлины
80,2
75,1
62,8
56,2
65,2
70,3
75,5
имущественные налоги <5>
369,4
241,3
327,6
336,7
346,6
371,0
397,8
прочие налоги
280,2
330,4
370,8
374,1
401,7
431,6
463,3

--------------------------------

<1> Оценка Минфина России.

<2> Без учета информации по выпадающим доходам по отдельным налоговым расходам в связи с отсутствием исходных данных (например, налоговые расходы, связанные с применением ускоренной амортизации).

<3> Введение НДД привело к увеличению налоговых расходов в части вывозной таможенной пошлины на нефть и НДПИ на нефть, при оценке налоговых расходов учитывается сумма выпадающих доходов по указанным платежам, скорректированная на поступления НДД.

<4> Рост налоговых расходов по НДС в 2019 году связан с увеличением основной ставки налога при сохранении пониженных ставок и освобождений и соответствующим ростом выпадающих доходов.

<5> Включена сумма выпадающих доходов в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения с 1 января 2019 года.

Расширение применения проектных принципов управления

В рамках реализации национальных проектов продолжилось совершенствование системы проектного управления, в том числе:

- обеспечена возможность перераспределения бюджетных ассигнований на основании решений органов управления проектной деятельностью;

- расширены полномочия кураторов национальных проектов и соответствующих проектных комитетов в части упрощения процедуры внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

- синхронизированы процедуры принятия решений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и паспорта национальных и федеральных проектов.

Совершенствование механизма казначейского сопровождения

В 2019 - 2020 гг. продолжилось постепенное расширение применения инструментария казначейского сопровождения с его распространением в отношении:

- авансовых платежей по контрактам, источником финансового обеспечения которых являются субсидии бюджетам субъектов на софинансирование мероприятий по поддержке отраслей промышленности и сельского хозяйства;

- субсидий из бюджета субъекта РФ фонду капитального ремонта и фонду развития промышленности соответствующего региона на обеспечение их деятельности; средств, получаемых фондом капитального ремонта субъекта за счет взносов на капитальный ремонт; расчетов, связанных с исполнением контрактов, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии и средства.

Кроме того, в рамках работы по совершенствованию механизма казначейского сопровождения в 2019 году введено требование о ведении юр. лицами раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту, средства по которым подлежат казначейскому сопровождению.

Развитие контрактной системы

В целях повышения эффективности и оперативности контрактной системы в 2019 году обеспечено:

- упрощение процедур планирования закупок путем формирования только одного документа планирования закупок (план-график) и исключения необходимости обоснования закупок на стадии их планирования: установлены единые требования к форме планов-графиков, порядку их формирования, утверждения и внесения изменений, а также их размещения в единой информационной системе;

- повышение ценового порога с целью проведения "короткого" аукциона с 3 млн рублей до 300 млн рублей (до 2 млрд рублей при осуществлении закупок на выполнение работ в сфере строительства);

- возможность в рамках национальных проектов осуществить закупку строительства капитальных объектов "под ключ" (включая проектирование) в форме конкурса с формированием начальной максимальной цены контракта (НМЦК);

- повышение ценового порога для проведения запроса котировок в электронной форме до 3 млн рублей;

- наделение заказчика правом осуществления закупки по цене за единицу товара, работы, услуги вне зависимости от объекта закупки;

- возможность осуществления закупки товара у единственного поставщика из "электронного магазина" электронной площадки на сумму до 3 млн рублей.

В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 году обеспечено:

- возможность заключения контракта "под ключ" по любым объектам капстроительства (по перечням Правительства, высших исполнительных органов субъекта или местной администрации), предметом которого одновременно могут являться работы по проектированию, строительству и поставке оборудования;

- возможность списания заказчиком начисленных поставщику неустоек в связи с неисполнением в 2020 году контрактов, в т.ч. в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;

- возможность (до 31 декабря 2020 года) заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства и СОНКО;

- возможность в 2020 году изменения срока и цены исполнения контракта по соглашению сторон, если в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (а также в иных случаях, установленных Правительством) возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения;

- снижение минимального размера обеспечения исполнения контрактов с 5 до 0,5%;

- возможность не устанавливать обеспечение исполнения контракта, по которому обеспечивается казначейское сопровождение расчетов;

- освобождение от обеспечения авансов, если в части таких авансов осуществляется казначейское сопровождение расчетов (размер обеспечения исполнения контракта при казначейском сопровождении аванса уменьшается и исчисляется от начальной максимальной цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса);

- распространение вышеуказанных изменений на ранее заключенные контракты по соглашению сторон.

Повышение эффективности управления ликвидностью на едином счете федерального бюджета

В 2019 - 2020 годах в рамках работы по совершенствованию инструментов управления ликвидностью на едином счете федерального бюджета (ЕСФБ) были реализованы следующие мероприятия:

- началось размещение временно свободных средств федерального бюджета на банковских счетах до востребования;

- начал функционировать механизм операций по размещению остатков средств через договоры банковского вклада с центральным контрагентом;

- осуществлен переход на принципы определения кредитоспособности контрагентов Федерального Казначейства (ФК) на основе рейтингов российских рейтинговых агентств;

- на регулярной основе началось проведение операций валютный своп;

- созданы правовые основы для использования суверенных еврооблигаций РФ в качестве обеспечения по договорам репо;

- запущен инструмент по размещению средств по договорам репо в иностранной валюте;

- созданы правовые основы для проведения операций по размещению и привлечению свободных остатков ЕСФБ на организованном рынке репо.

В результате объем размещаемых средств увеличился в 2019 году почти в 2 раза до 2,6 трлн. рублей, а свободный остаток средств сократился на 11,6%. Это позволило увеличить доходы федерального бюджета более чем на 95 млрд. рублей в 2019 году по сравнению с 2018 годом.

Централизация обеспечивающих функций государственных органов

В 2019 году в рамках проекта по централизации (специализации) на базе ФК функций по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности:

- сформирована соответствующая нормативно-правовая база, вкл. правовые нормы по созданию единого центра компетенций на базе ФК, а также нормы по обеспечению перехода организаций бюджетной сферы на централизованную организацию бюджетного (бухгалтерского) учета;

- в рамках заключенных соглашений ФК осуществляло полномочия по ведению бюджетного учета тринадцати ФОИВ, их территориальных органов и отдельных подведомственных казенных учреждений.

В 2020 году был запущен эксперимент по централизации функций по планированию и осуществлению закупок отдельных товаров для 12 субъектов закупочной деятельности федерального уровня, создана необходимая нормативно-правовая база (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 892.). В эксперименте принимают участие ФК, Росимущество и Федеральная пробирная палата (включая территориальные управления).

Повышение эффективности государственного внутреннего финансового контроля

В целях совершенствования организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита реализованы следующие мероприятия:

- уточнены порядки применения (изменения, отказа от применения) бюджетных мер принуждения и исполнения соответствующих решений;

- утвержден порядок проведения анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного финансового контроля исполнительной власти субъектов (местных администраций);

- усовершенствована нормативно-правовая база в целях установления единых для всех уровней бюджетной системы федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (и единых подходов к мониторингу качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств).