1.3. ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
В 2019 году Международным валютным фондом была проведена оценка прозрачности в налогово-бюджетной сфере, <1> по результатам которой Россия вошла в тройку лучших стран в рейтинге вместе с Финляндией и Литвой. В докладе отмечен значительный прогресс в вопросах повышения открытости бюджетного процесса, расширении охвата и углублении детализации бюджетной отчетности. По оценке МВФ, успехи особенно очевидны в раскрытии информации о бюджетных рисках и их анализе. В частности, в 2019 году утвержден бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 558-р), представляющий оценки наиболее вероятных тенденций развития бюджетов бюджетной системы на вариативной основе.
--------------------------------
<1> Доклад "Российская Федерация: Обновленная оценка прозрачности в налогово-бюджетной сфере" https://www.imf.org/ru/Publications/CR/Issues/2019/10/30/Russian-Federation-Fiscal-Transparency-Evaluation-Update-48772
В 2019 году утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 117-р), содержащая перечень мер по разработке новых и модернизации существующих инструментов и механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, устранения неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств.
Внедрение института обзоров бюджетных расходов
В 2019 году проведены обзоры по 5 сферам (направлениям) бюджетных расходов:
- расходы на проведение научно-исследовательских работ и НИОКР гражданского назначения, в том числе в рамках государственных заданий;
- расходы на материально-техническое обеспечение федеральных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами;
- расходы, главным распорядителем средств по которым является ФССП;
- расходы на реализацию госпрограмм в сфере промышленности гражданского назначения;
- расходы на реализацию госпрограмм в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Результаты соответствующих обзоров бюджетных расходов размещены в открытом доступе на Едином портале бюджетной системы РФ.
Создание системы учета, контроля и оценки налоговых расходов
С 2019 года на законодательном уровне закреплена обязанность учета и оценки налоговых расходов, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование.
Таблица 1.3.1. Объем налоговых расходов Российской Федерации в 2017 - 2023 гг. (по видам налогов и сборов)
млрд. рублей
2017
|
2018
|
2019
|
2020 <1>
|
2021 <1>
|
2022 <1>
|
2023 <1>
|
|
НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ, ВСЕГО <2>
|
3 144,3
|
3 939,6
|
4 607,0
|
4 066,1
|
4 474,2
|
4 881,9
|
5 040,0
|
%% ВВП
|
3,4
|
3,8
|
4,2
|
3,8
|
3,9
|
3,9
|
3,8
|
НЕФТЕГАЗОВЫЕ
|
989,1
|
1 699,0
|
1954,1
|
1 374,3
|
1 542,5
|
1 725,5
|
1 742,6
|
НДПИ
|
813,8
|
1 346,7
|
1 293,2
|
970,2
|
1 144,7
|
1 316,3
|
1 324,1
|
вывозные таможенные пошлины
|
168,9
|
350,3
|
306,8
|
187,7
|
199,0
|
174,2
|
171,0
|
режим НДД <3>
|
x
|
x
|
352
|
215
|
197
|
233
|
245
|
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ
|
2 155,2
|
2 240,6
|
2 653,0
|
2 691,7
|
2 931,7
|
3 156,4
|
3 297,4
|
НДС <4>
|
1 248,9
|
1 364,1
|
1 677,9
|
1 717,9
|
1 860,5
|
2 004,0
|
2 061,5
|
налог на прибыль организаций
|
78,8
|
111,5
|
133,4
|
129,3
|
141,1
|
152,4
|
163,3
|
страховые взносы
|
97,6
|
118,2
|
80,4
|
77,6
|
116,7
|
127,1
|
135,9
|
ввозные таможенные пошлины
|
80,2
|
75,1
|
62,8
|
56,2
|
65,2
|
70,3
|
75,5
|
имущественные налоги <5>
|
369,4
|
241,3
|
327,6
|
336,7
|
346,6
|
371,0
|
397,8
|
прочие налоги
|
280,2
|
330,4
|
370,8
|
374,1
|
401,7
|
431,6
|
463,3
|
--------------------------------
<1> Оценка Минфина России.
<2> Без учета информации по выпадающим доходам по отдельным налоговым расходам в связи с отсутствием исходных данных (например, налоговые расходы, связанные с применением ускоренной амортизации).
<3> Введение НДД привело к увеличению налоговых расходов в части вывозной таможенной пошлины на нефть и НДПИ на нефть, при оценке налоговых расходов учитывается сумма выпадающих доходов по указанным платежам, скорректированная на поступления НДД.
<4> Рост налоговых расходов по НДС в 2019 году связан с увеличением основной ставки налога при сохранении пониженных ставок и освобождений и соответствующим ростом выпадающих доходов.
<5> Включена сумма выпадающих доходов в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения с 1 января 2019 года.
Расширение применения проектных принципов управления
В рамках реализации национальных проектов продолжилось совершенствование системы проектного управления, в том числе:
- обеспечена возможность перераспределения бюджетных ассигнований на основании решений органов управления проектной деятельностью;
- расширены полномочия кураторов национальных проектов и соответствующих проектных комитетов в части упрощения процедуры внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
- синхронизированы процедуры принятия решений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и паспорта национальных и федеральных проектов.
Совершенствование механизма казначейского сопровождения
В 2019 - 2020 гг. продолжилось постепенное расширение применения инструментария казначейского сопровождения с его распространением в отношении:
- авансовых платежей по контрактам, источником финансового обеспечения которых являются субсидии бюджетам субъектов на софинансирование мероприятий по поддержке отраслей промышленности и сельского хозяйства;
- субсидий из бюджета субъекта РФ фонду капитального ремонта и фонду развития промышленности соответствующего региона на обеспечение их деятельности; средств, получаемых фондом капитального ремонта субъекта за счет взносов на капитальный ремонт; расчетов, связанных с исполнением контрактов, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии и средства.
Кроме того, в рамках работы по совершенствованию механизма казначейского сопровождения в 2019 году введено требование о ведении юр. лицами раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту, средства по которым подлежат казначейскому сопровождению.
Развитие контрактной системы
В целях повышения эффективности и оперативности контрактной системы в 2019 году обеспечено:
- упрощение процедур планирования закупок путем формирования только одного документа планирования закупок (план-график) и исключения необходимости обоснования закупок на стадии их планирования: установлены единые требования к форме планов-графиков, порядку их формирования, утверждения и внесения изменений, а также их размещения в единой информационной системе;
- повышение ценового порога с целью проведения "короткого" аукциона с 3 млн рублей до 300 млн рублей (до 2 млрд рублей при осуществлении закупок на выполнение работ в сфере строительства);
- возможность в рамках национальных проектов осуществить закупку строительства капитальных объектов "под ключ" (включая проектирование) в форме конкурса с формированием начальной максимальной цены контракта (НМЦК);
- повышение ценового порога для проведения запроса котировок в электронной форме до 3 млн рублей;
- наделение заказчика правом осуществления закупки по цене за единицу товара, работы, услуги вне зависимости от объекта закупки;
- возможность осуществления закупки товара у единственного поставщика из "электронного магазина" электронной площадки на сумму до 3 млн рублей.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 году обеспечено:
- возможность заключения контракта "под ключ" по любым объектам капстроительства (по перечням Правительства, высших исполнительных органов субъекта или местной администрации), предметом которого одновременно могут являться работы по проектированию, строительству и поставке оборудования;
- возможность списания заказчиком начисленных поставщику неустоек в связи с неисполнением в 2020 году контрактов, в т.ч. в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
- возможность (до 31 декабря 2020 года) заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства и СОНКО;
- возможность в 2020 году изменения срока и цены исполнения контракта по соглашению сторон, если в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (а также в иных случаях, установленных Правительством) возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения;
- снижение минимального размера обеспечения исполнения контрактов с 5 до 0,5%;
- возможность не устанавливать обеспечение исполнения контракта, по которому обеспечивается казначейское сопровождение расчетов;
- освобождение от обеспечения авансов, если в части таких авансов осуществляется казначейское сопровождение расчетов (размер обеспечения исполнения контракта при казначейском сопровождении аванса уменьшается и исчисляется от начальной максимальной цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса);
- распространение вышеуказанных изменений на ранее заключенные контракты по соглашению сторон.
Повышение эффективности управления ликвидностью на едином счете федерального бюджета
В 2019 - 2020 годах в рамках работы по совершенствованию инструментов управления ликвидностью на едином счете федерального бюджета (ЕСФБ) были реализованы следующие мероприятия:
- началось размещение временно свободных средств федерального бюджета на банковских счетах до востребования;
- начал функционировать механизм операций по размещению остатков средств через договоры банковского вклада с центральным контрагентом;
- осуществлен переход на принципы определения кредитоспособности контрагентов Федерального Казначейства (ФК) на основе рейтингов российских рейтинговых агентств;
- на регулярной основе началось проведение операций валютный своп;
- созданы правовые основы для использования суверенных еврооблигаций РФ в качестве обеспечения по договорам репо;
- запущен инструмент по размещению средств по договорам репо в иностранной валюте;
- созданы правовые основы для проведения операций по размещению и привлечению свободных остатков ЕСФБ на организованном рынке репо.
В результате объем размещаемых средств увеличился в 2019 году почти в 2 раза до 2,6 трлн. рублей, а свободный остаток средств сократился на 11,6%. Это позволило увеличить доходы федерального бюджета более чем на 95 млрд. рублей в 2019 году по сравнению с 2018 годом.
Централизация обеспечивающих функций государственных органов
В 2019 году в рамках проекта по централизации (специализации) на базе ФК функций по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности:
- сформирована соответствующая нормативно-правовая база, вкл. правовые нормы по созданию единого центра компетенций на базе ФК, а также нормы по обеспечению перехода организаций бюджетной сферы на централизованную организацию бюджетного (бухгалтерского) учета;
- в рамках заключенных соглашений ФК осуществляло полномочия по ведению бюджетного учета тринадцати ФОИВ, их территориальных органов и отдельных подведомственных казенных учреждений.
В 2020 году был запущен эксперимент по централизации функций по планированию и осуществлению закупок отдельных товаров для 12 субъектов закупочной деятельности федерального уровня, создана необходимая нормативно-правовая база (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 892.). В эксперименте принимают участие ФК, Росимущество и Федеральная пробирная палата (включая территориальные управления).
Повышение эффективности государственного внутреннего финансового контроля
В целях совершенствования организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита реализованы следующие мероприятия:
- уточнены порядки применения (изменения, отказа от применения) бюджетных мер принуждения и исполнения соответствующих решений;
- утвержден порядок проведения анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного финансового контроля исполнительной власти субъектов (местных администраций);
- усовершенствована нормативно-правовая база в целях установления единых для всех уровней бюджетной системы федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (и единых подходов к мониторингу качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств).