1.2. СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

1.2. СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Устойчивые и предсказуемые экономические условия

Проведение с 2017 года бюджетной политики на основе "бюджетных правил" позволило снизить зависимость экономики и государственных финансов от конъюнктуры сырьевых рынков, создало условия для обеспечения предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий.

Глобальная пандемия стала очередной проверкой институтов макроэкономической политики на прочность. Введение мер, направленных на сдерживание распространения вирусной инфекции, привело к сокращению спроса со стороны ключевых отраслей - потребителей нефтепродуктов, включая транспортный сектор. Соответственно, мировой нефтяной рынок столкнулся в этом году с самым масштабным в современной истории падением спроса.

Это не могло не отразиться на ценовой конъюнктуре, особенно в период до заключения соглашения по ограничению добычи между странами ОПЕК и другими крупнейшими производителями нефти. В отдельные периоды в течение 1 полугодия 2020 года цены на нефть падали ниже 10 $/барр.

Последствия беспрецедентного обвала цен на нефть при этом не были драматичными: национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем, не наблюдалось дестабилизации сберегательного поведения, пассивная база банковского сектора сохранила устойчивость.

Таким образом, проведение бюджетной политики в соответствии с "бюджетными правилами" позволяет эффективно "локализовать" нефтяную волатильность, обеспечивая устойчивость к такого рода шокам как непосредственно государственных финансов, так и экономики в целом.

Это стало особенно важным в текущем году, когда одновременно с нефтяным шоком для минимизации последствий борьбы с пандемией требовалось проведение масштабного бюджетного импульса. В отсутствии ценовой и финансовой стабильности проведение эффективной контр-циклической экономической политики - как бюджетной, так и денежно-кредитной - было бы невозможным.

Управление средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ). Согласно базовому варианту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года предполагается сохранение цен на нефть марки "Юралс" несколько выше базового уровня в 2021 - 2030 гг., что обеспечит пополнение средств ФНБ. В последующий период ожидается сохранение цен на нефть на базовом уровне и стабилизация объема накопленных средств в ФНБ. В результате объем средств ФНБ к 2036 году в базовом сценарии составит около 7,9% ВВП, в том числе ликвидная часть - около 7% ВВП на всем долгосрочном горизонте.

В целях оценки устойчивости государственных финансов к стрессовым сценариям развития внешней среды было проведено стресс-тестирование параметров федерального бюджета в зависимости от масштабов и продолжительности ценовых шоков на мировом рынке энергоносителей.

При реализации ценового шока средних масштабов (снижение цен на нефть до 25 - 30 $/барр. в течение 3 - 5 лет) объем выпадающих нефтегазовых доходов за соответствующий период может составить 4 - 11% ВВП. Гарантией исполнения всех обязательств государства и сохранения макроэкономической и финансовой стабильности в стрессовых условиях является наличие достаточного объема ликвидных активов в ФНБ.

Таблица 1.2.1 Оценка выпадающих нефтегазовых доходов <*> федерального бюджета при различной продолжительности "нефтяного шока", % ВВП

--------------------------------

<*> Без учета Кдемп.

Цена на нефть марки "Юралс" <**>
1 год
3 года
5 лет
7 лет
10 лет
40 $/барр.
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
35 $/барр.
-0,7
-2,1
-3,3
-4,4
-5,7
30 $/барр.
-1,5
-4,4
-7,0
-9,3
-12,2
25 $/барр.
-2,3
-6,8
-10,8
-14,3
-18,7
20 $/барр.
-3,2
-9,3
-14,8
-19,5
-25,5
15 $/барр.
-4,2
-12,7
-20,1
-26,4
-33,9
10 $/барр.
-5,1
-15,5
-24,9
-33,0
-42,9

--------------------------------

<**> В ценах 2017 года.

В рамках задачи по увеличению доходности управления средствами ФНБ при сохранении действенности механизма "бюджетных правил" в 2020 году часть средств ФНБ была размещена в акции ПАО "Сбербанк":

- Такое размещение было осуществлено за счет средств, превышающих отсечку в 7% ВВП: таким образом, был сохранен минимально допустимый уровень резервных активов, а уязвимость бюджета и экономики к внешним шокам не повысилась.

- Ожидаемая дивидендная доходность по итогам 2019 года превысит 9%: это существенно превышает стоимость государственных заимствований и представляет самое доходное вложение средств ФНБ в части превышающей 7% ВВП.

Сформировавшаяся в результате продажи пакета акций ПАО "Сбербанк" у Банка России прибыль была частично перечислена в федеральный бюджет в виде денежных средств (и сформировала один из источников финансирования антикризисных мер) и в форме прав требований к ВЭБ.РФ и ПАО "Сбербанк" (что позволило увеличить капитал соответствующих финансовых институтов).

Кроме того, конвертация иностранной валюты, необходимая для приобретения пакета акций ПАО "Сбербанк", также стала источником для проведения Банком России дополнительных операций на валютном рынке, усиливших стабилизирующее влияние операций в рамках "бюджетного правила" при снижении цен на нефть ниже 25 $/барр.

Стратегическая приоритизация расходов бюджета

Глобальная пандемия коронавируса внесла коррективы в реализацию бюджетной политики в 2020 году. Тем не менее, содействие достижению национальных целей развития страны остается ключевой задачей экономической политики, и антикризисные программы - в том числе в рамках Общенационального плана действий по восстановлению экономики - ориентированы в первую очередь на возвращение экономики на траекторию роста, соответствующую достижению национальных целей развития.

В течение 2019 и начала 2020 года все дополнительные финансовые ресурсы бюджета были ориентированы на соответствующие мероприятия. Так, дополнительный импульс достижению национальных целей развития придали мероприятия, вытекающие из Послания Президента Федеральному Собранию, в целях реализации которых в 1 квартале 2020 года был уточнен федеральный бюджет и соответствующие государственные программы на федеральном и региональном уровнях.

Мероприятия Послания ориентированы в первую очередь на содействии достижению целей в социальной сфере - снижении бедности, стимулировании рождаемости, укреплении системы образования и здравоохранения - и создания, таким образом, основы для сбалансированного развития.

Стимулирование инвестиционной активности

В 2019 году и начале 2020 года был также принят ряд изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиционной активности:

1. Принят закон "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности", в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам "базовой" налоговой стабилизации (по налогу на прибыль и имущественным налогам).

2. В части совершенствования стимулирующих льгот по налогу на прибыль организаций:

- инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;

- предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;

- упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;

- усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.

3. Деофшоризация и амнистия капитала. В рамках третьего этапа "амнистии капитала" (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании (КИК) с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования. Воспользоваться этими преференциями возможно при условии возврата в страну средств с задекларированных счетов, а также редомициляции КИК в специальные административные районы (САР) (Калининградская область и Приморский край).

4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектов в целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.

5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:

- для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6% при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;

- для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6% при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;

- для резидентов ОЭЗ в Калининградской области на определенный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% (при соблюдении ими определенных условий).

Кроме того, в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.

Справедливая конкурентная среда и сокращение теневого сектора

На создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволили без увеличения налоговой нагрузки значительно повысить собираемость доходов бюджетов.

При этом повышение собираемости налогов не только способствует мобилизации доходов, но также позволяет устранить неравные конкурентные условия и способствует перераспределению трудовых и материальных ресурсов в пользу эффективных собственников и менеджеров от тех, кто получал конкурентные преимущества за счет недобросовестного поведения.

Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:

- Расширение применения специального налогового режима для самозанятых - налога на профессиональный доход (НПД) - с 1 июля 2020 года на все субъекты Российской Федерации (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов Российской Федерации). НПД администрируется в бездекларационном формате через веб-интерфейс с практически нулевыми издержками для предпринимателей.

Результаты применения показывают высокую популярность этого режима: по состоянию на конец сентября 2020 г. в качестве действующих налогоплательщиков НПД зарегистрировано более 1,1 млн. человек, а суммарный доход действующих плательщиков НПД превысил 150 млрд. рублей (с введения в 2019 году).

- Формирование единого информационного пространства администрирования доходов:

- в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости;

- в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 - 2020 гг. проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров;

- разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года.

- Повышение качества работа с дебиторской задолженностью. В 2019 году была разработана и реализована "дорожная карта" по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по: расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога/сбора), усовершенствования порядка уплаты/возврата госпошлины (в т.ч. посредством ЕПГУ), реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности.

В результате принятых мер удалось сохранить низкие темпы роста общего объема дебиторской задолженности (без учета задолженности, срок уплаты которого еще не наступил), а по ряду категорий (в частности, задолженности в части налогов и сборов) - добиться снижения общего объема.

- Создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей:

- введен институт "авансовой" уплаты налогов для физических лиц ("единый налоговый платеж физического лица");

- сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.

Повышение отдачи государственных активов

В целях обеспечения равных условий ведения бизнеса и повышения качества управления компаниями с государственным участием продолжена работа по реализации единого подхода к дивидендной политике акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности - соблюдение минимальных требований по дивидендным выплатам в размере 50% чистой прибыли по МСФО. Большинство крупнейших акционерных обществ с государственным участием стали учитывать данный подход в своей дивидендной политике. По результатам 2019 года (дивиденды, подлежащие уплате в 2020 году) общий объем поступлений дивидендов в федеральный бюджет (с учетом дивидендов ПАО "Сбербанк России") ожидается на уровне около 640 млрд. рублей (что более чем на 40% выше уровня по результатам 2017 года).

Приведение дивидендной политики в соответствие с едиными принципами (в т.ч. РЖД, Россети) будет способствовать улучшению качества инвестиционных проектов и создавать стимулы к повышению операционной эффективности и финансовой дисциплины, что создаст основание для роста капитализации соответствующих компаний.

Планируется дальнейшее совершенствование принципов дивидендной политики, связанное с переходом к определению базы дивидендных выплат на основе чистой прибыли, скорректированной на результаты "не денежных" и нерегулярных операций (как переоценки, списания и др.). Применение такого подхода повысит прозрачность и справедливость начисления дивидендов, позволит избежать влияния на дивидендную политику разовых неоперационных событий, а также отдельных субъективных решений и предположений, вносящих искажения в финансовый результат. Расчет дивидендов на основе скорректированной чистой прибыли соответствует лучшим мировым стандартам и уже применяется отдельными компаниями с государственным участием (в частности, ПАО "Газпром").