1.1. БОРЬБА С ПАНДЕМИЕЙ И СОДЕЙСТВИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЭКОНОМИКИ

1.1. БОРЬБА С ПАНДЕМИЕЙ И СОДЕЙСТВИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЭКОНОМИКИ

Распространение новой коронавирусной инфекции стало одним из самых серьезнейших и сложнейших вызовов для мировой экономики в последние десятилетия. В этом году в мире ожидается самый глубокий спад в поствоенный период. Это не могло не затронуть и мировые рынки товаров традиционного отечественного экспорта - в частности, нефтяной рынок, переживающий в этом году самое масштабное в современной истории падение спроса.

В целях сдерживания распространения вируса в России на деятельность многих организаций также накладывались административные ограничения (вплоть до приостановки деятельности отдельных сегментов сферы услуг), а потребительская активность сдерживалась в связи с мерами социального дистанцирования (как вынужденного, таки добровольного).

Таким образом, в связи с глобальной пандемией в первом полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

- острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;

- вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.

Контр-циклическая бюджетная политика

Проведение бюджетной политики в соответствии с "бюджетными правилами" позволяет эффективно "локализовать" нефтяную волатильность, обеспечивая устойчивость к такого рода шокам как непосредственно государственных финансов, так и экономики в целом (см. следующий подраздел).

На случай непредвиденных шоков, не связанных с конъюнктурой сырьевых рынков, в бюджетной политике также предусмотрены встроенные стабилизирующие механизмы - возможность увеличения расходов в пределах размера резервного фонда, возможность замещения выпадающих ненефтегазовых доходов бюджета дополнительными заимствованиями, контр-циклическая по отношению к внешним условиям долговая политика (возможность снижения заимствований в случае ослабления курса рубля и наоборот).

Однако, учитывая чрезвычайный масштаб вынужденного сокращения деловой активности, обеспечение соразмерного бюджетного импульса потребовало выхода за рамки встроенных контр-циклических механизмов:

- в целях поддержки бизнеса и населения реализуются пакеты антикризисных мер в стоимостном выражении эквивалентном более 4,5% ВВП;

- с учетом региональных и "забалансовых" мер поддержки, а также сокращения доходов бюджетов бюджетной системы совокупный размер фискального импульса составляет более 9,0% ВВП.

Антикризисные программы финансовой поддержки

Сдерживание распространения эпидемии посредством мер социального дистанцирования и "карантинных" ограничений направлено на сглаживание пиков заболеваемости в целях минимизации рисков "перегрузки" мощностей системы здравоохранения и сопутствующего снижения эффективности лечения. При этом финансовые потери подверженных ограничениям секторов и компаний создают риски дестабилизирующей рынок труда оптимизации расходов.

Соответственно, с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией задача:

- с одной стороны, оперативно укрепить мощности системы здравоохранения (в том числе для создания возможности сворачивания/облегчения "карантинных" ограничений);

- с другой стороны, избежать скатывания в кризисную спираль (снижение доходов бизнеса - сокращение занятости и доходов граждан - сокращение спроса - снижение доходов бизнеса).

Соответственно, антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решении этих задач с акцентом на следующих направлениях:

1. укрепление системы здравоохранения;

2. поддержка доходов граждан;

3. поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса;

4. поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась;

5. поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.

Стратегия борьбы с пандемией и ее последствиями

В целом антикризисные программы являются действенными и своевременными:

- Темпы распространения эпидемии удается сгладить, что наряду с реализацией мер, направленных на повышение устойчивости системы к эпидемиологическим шокам, создает возможность для сворачивания наиболее болезненных "карантинных" ограничений, не подвергая риску неконтролируемого роста смертности.

- Сохраняется устойчивость нефинансового сектора. Значительная часть вынужденных потерь добавленной стоимости в секторах, где деятельность приостанавливалась, в целом абсорбируется различными программами поддержки, а реструктуризация сроков уплаты обязательных платежей наряду с расширением доступа к программам льготного финансирования позволяет избежать массовых проблем с платежной дисциплиной.

Операционная рентабельность ненефтегазового сектора, хоть и снизилась по итогам 2 квартала 2020 года, остается на уровне, не представляющем угрозы для финансовой устойчивости как самого сектора, так и кредиторов (учитывая в том числе невысокий уровень долговой нагрузка).

- Ситуация на рынке труда остается под контролем. Уровень безработицы увеличился с 4,6% в марте до 6,4% в августе, что безусловно свидетельствует о повышенной напряженности, однако не представляется критическим уровнем как в историческом контексте (в кризис 2008 - 2009 гг. безработица превышала 9%), так и в сравнении с другими странами. Сдержанному росту безработицы, в том числе, способствует реализация программ грантовой и кредитной поддержки пострадавших отраслей, обуславливающие предоставление субсидий сохранением занятости.

В целом влияние кризиса на трудовые доходы граждан сдержанное: динамика фонда оплаты труда организаций замедлилась во втором квартале 2020 года, но сохранилась в положительной области (+0,5% г/г в реальном выражении). В пострадавших отраслях уровень расходов на оплату труда снизился (-7,2% г/г в реальном выражении), однако в гораздо меньших масштабах чем сокращение коммерческих доходов этих отраслей в связи с введенными ограничениями.

- Социальные выплаты поддерживают доходы граждан и пост-карантинное восстановление деловой активности. Временное повышение пособий по безработице (и надбавки к ним), наряду с единовременными выплатами семьям с детьми и новыми регулярными пособиями нуждающимся семьям с детьми в совокупности увеличили доходы населения в наиболее сложный период более чем на 0,7 трлн рублей (почти 5% квартального уровня доходов населения).

Рост социальных выплат, наряду со сдержанным влиянием кризиса на трудовые доходы поддерживают потребительскую уверенность в пост-карантинный период.

Сопутствующий рост потребительского спроса содействует относительно быстрому восстановлению деловой активности в секторах, где деятельность приостанавливалась. Это создает необходимые предпосылки для восстановления занятости и снижает риски сокращения экономического потенциала в соответствующих отраслях.

В целом реализация антикризисных программ, наряду с другими мерами контр-циклической политики (в том числе денежно-кредитной), позволяет избежать развития событий по негативному сценарию. Сокращение экономики может оказаться не таким глубоким, а восстановление более динамичным по сравнению с другими странами.