3.3. Оценка подготовленности территории к решению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения

3.3. Оценка подготовленности территории к решению задач
по первоочередному жизнеобеспечению населения

3.3.1. Оценку степени (уровня) подготовленности субъекта Российской Федерации к ПЖОН рекомендуется осуществлять по показателям подготовленности по каждому необходимому для обеспечения пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, транспорта.

Показатели подготовленности могут быть выражены в относительных (отношение возможностей к потребностям) или в натуральных величинах (разность между возможностями и потребностями). Если относительный показатель подготовленности по какой-либо позиции материальных средств или услуг меньше единицы, то по этой позиции субъект Российской Федерации не подготовлен. Если разность отрицательная, она означает дефицит в этом материальном средстве или услуге, в технических средствах или специалистах, который должен быть ликвидирован в процессе подготовки территории к ПЖОН.

Результаты расчетов по подготовленности субъекта Российской Федерации по каждому виду жизнеобеспечения заносятся в таблицы (таблица 6 приложения N 2).

3.3.2. Основным показателем подготовленности органов управления рекомендуется считать время, в течение которого руководитель (лицо, принимающее решение) сможет организовать работы по спасению, эвакуации населения из зон ЧС, оказанию медицинской помощи и снабжению населения продукцией и услугами жизнеобеспечения.

Промежуток времени, в течение которого руководителю необходимо будет принимать решения на организацию перечисленных мероприятий, включает следующие составляющие:

время на проведение разведки (инженерной, радиационной, химической, тыловой, медицинской) и оценки обстановки в зоне ЧС;

время на уяснение задач и выработку решений на проведение мероприятий по спасению, эвакуации и организации жизнеобеспечения населения в зоне ЧС;

время на выдвижение и развертывание соответствующих сил и средств для организации аварийно-спасательных работ, эвакуации, оказания медицинской помощи и снабжения пострадавшего населения в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в районах временного отселения.

Отсчет этого периода производится от момента получения руководителем информации о возникновении ЧС, представленной в таблице 3.

Задачей органов управления в этом случае рекомендуется считать снижение числа летальных исходов за счет сокращения времени на организацию перечисленных мероприятий по спасению людей и в организации всех видов их жизнеобеспечения.

3.3.3. Оценкой подготовленности к проведению первоочередных аварийно-спасательных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения в зонах ЧС рекомендуется считать наличие необходимых сил и средств, резервов материальных ресурсов. Перечень первоочередных аварийно-спасательных работ на предприятиях и объектах системы жизнеобеспечения населения в зонах ЧС, их объемы, необходимые силы и средства рекомендуется определять на основании прогноза о масштабах и границах зон ЧС (землетрясений и других ЧС, при возникновении которых могут быть разрушены здания, сооружения и инженерные сети).

На основании этой информации рекомендуется определять ущерб предприятиям и объектам систем жизнеобеспечения (полное или частичное разрушение зданий, сооружений и оборудования, систем и объектов инженерной инфраструктуры: линий электропередач и связи, водопроводов, канализации, теплосетей, газопроводов и т.д.). Определение объема разрушений, сил и средств для проведения первоочередных ремонтно-восстановительных работ рекомендуется осуществлять на основании имеющихся методик, нормативов (СНиП) по укрупненным показателям стоимости ремонтно-восстановительных работ.

Таблица 3

Временные характеристики действий органов управления
в зоне чрезвычайной ситуации

Этапы действий органов управления
Временная характеристика этапов
начало (дата, часы, минуты)
окончание (дата, часы, минуты)
продолжительность (часы, минуты)
1. Возникновение ЧС
t0
-
-
2. Получение сигнала о возникновении ЧС
t1
t2
t2 - t1
3. Оценка обстановки в зоне ЧС
t2
t3
t3 - t2
4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) по оказанию медицинской помощи и ПЖОН (оповещение, сбор, время в пути, развертывание и ведение спасательных работ, оказание медицинской помощи и др.)
t3
t4
t4 - t3
5. Эвакуация населения
t3
t5
t5 - t3
6. Окончание АСДНР в зоне ЧС
t3
t6
t6 - t3
7. Суммарная продолжительность периода организации и ведения АСДНР в зоне ЧС
-
-
t6 - t0

Примечание:

Время окончания АСДНР в зоне ЧС (t6) может совпадать либо со временем t4, либо со временем t5.