3.1. Исходные данные для организации первоочередного жизнеобеспечения населения

3.1. Исходные данные для организации первоочередного
жизнеобеспечения населения

3.1.1. Исходными данными для организации ПЖОН в случае возникновения на территории ЧС являются:

прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, высокого уровня воды или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно или химически опасных объектах;

прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате этих стихийных бедствий или аварий (состав пострадавшего населения по возрасту и полу, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских организациях населенных пунктов);

прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;

потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения ЧС;

продолжительность периода ПЖОН при различных источниках возникновения ЧС.

3.1.2. Прогнозы обстановки на территории, ожидаемой численности пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, о возможном состоянии жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) рекомендуется разрабатывать органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, по имеющимся у них методическим документам. К разработке прогнозов могут быть привлечены специалисты инженерной инфраструктуры, потенциально опасных объектов и соответствующих отраслевых научно-исследовательских учреждений.

Подготовленные органами управления прогнозные данные рекомендуется передавать руководителям служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего населения в продукции или услугах этих служб.

3.1.3. Оценку потребностей населения по всем видам жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг по каждому виду рекомендуется проводить специалистами служб жизнеобеспечения. Они также проводят расчеты по необходимой численности своих специалистов для организации жизнеобеспечения, количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов, авторефрижераторов и т.п.) и их материально-техническому обеспечению в период эксплуатации, суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне ЧС и в последующие дни.

3.1.4. Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рекомендуется рассчитывать по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общую потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода ПЖОН.

В расчетах рекомендуется принимать следующие продолжительности периода жизнеобеспечения:

на границе или вне зоны ЧС после землетрясения - до 30 суток;

в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте - до 3 суток;

в эвакуационных пунктах после аварии на радиационно опасном объекте с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу (вне зон опасного радиоактивного заражения) - до 30 - 40 суток (в зависимости от сроков организации эвакуации);

в местах отселения при крупных пожарах в населенных пунктах, возникающих в результате природных пожаров - до 10 суток;

в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при высоком уровне воды - по среднестатистическим многолетним данным для данной местности.

3.1.5. При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания рекомендуется считать, что в первые 2 - 3 суток после ЧС, до организации в зоне ЧС приготовления горячей пищи, для его обеспечения представится возможность использовать только сухие пайки, консервированные и другие продукты, не требующие тепловой обработки. Хлеб потребуется доставлять из соседних населенных пунктов любым видом транспорта. Рекомендуется учитывать необходимость поставки в зону ЧС для грудных детей и детей до 3 лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных - специального питания до их срочной эвакуации из зоны ЧС. При определении необходимых пострадавшему населению объемов хлеба, мяса, рыбопродуктов, картофеля, овощей, макаронных и крупяных изделий, жиров, сахара, соли, рекомендуется исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или сборными пайками. Нормы обеспечения продуктами питания представлены в таблицах 1, 2, 4 приложения N 1.

3.1.6. Суточные потребности в воде в зоне ЧС оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для различных нужд этого населения с учетом потребностей в воде пораженных при оказании им медицинской помощи и при их лечении в зоне ЧС в полевых госпиталях. Нормы обеспечения населения водой представлены в таблице 10 приложения N 1.

3.1.7. Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении опасными химическими веществами.

Перечень предметов первой необходимости, номенклатура и рекомендуемые размеры одежды и обуви и нормы обеспечения ими приведены в таблицах 6 - 9 приложения N 1.

3.1.8. Потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, топливе, освещении) рекомендуется определять в соответствии с нормами для условий ЧС, которые представлены в таблице 11 приложения N 1.

3.1.9. Потребности во временном жилье, в основном в палатках, сборных юртах, сборных домиках, рекомендуется оценивать по численности населения, оставшегося без крова в зоне ЧС, вызванной землетрясением, или отселенного из опасных зон радиоактивного загрязнения или химического заражения в сборные эвакуационные пункты при дефиците жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население. Нормы обеспечения временным жильем даны в таблице 11 приложения N 1.

3.1.10. Потребности в медицинском обеспечении населения рекомендуется оценивать отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) определяется с учетом данных о прогнозируемой структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимости от времени задержки оказания им медицинской помощи.

Потребность в лекарственных препаратах для их пополнения рекомендуется определять по численности пострадавшего населения и продолжительности проведения профилактики (предупреждения или снижения тяжести последствий) поражений в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения (загрязнения).

Потребность в медицинском имуществе, особенно в лекарственных средствах, определяется по численности и ожидаемой структуре санитарных потерь и нормам, установленным Минздравом России для ЧС. Особое внимание уделяют обеспечению медицинских формирований Всероссийской службы медицины катастроф (далее - ВСМК), оказывающих медицинскую помощь пострадавшим вне медицинской организации, получившим механические травмы при землетрясениях, антибиотиками, противошоковыми средствами, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравления - средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность, обезболивающими, кислородом и водой.

Для остального пострадавшего населения потребность в специалистах и медицинском имуществе для оказания первичной медико-санитарной помощи рекомендуется определять нормами, установленными Минздравом России с учетом психологического состояния населения в условиях ЧС, особенно вызванных землетрясениями и авариями на радиационно опасных объектах.

3.1.11. После завершения расчетов по суточным объемам необходимых материальных средств и услуг для каждого вида ПЖОН органам управления рекомендуется оценивать суммарные потребности пострадавшего населения в различных материальных средствах и услугах за весь период жизнеобеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав формирований, команд для организации ПЖОН.

Кроме того, рекомендуется учитывать потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава служб жизнеобеспечения, а также личного состава аварийно-спасательных служб (формирований), привлекаемых к ликвидации ЧС, а также нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - в случае их привлечения для выполнения задач по охране общественного порядка и охране сосредотачиваемых в зоне ЧС материальных ресурсов. Потребности этих категорий участников ликвидации последствий ЧС определяются по их суммарной численности и нормам обеспечения, которые представлены в таблицах 1 и 3 приложения N 1.

Результаты расчетов рекомендуется учитывать по каждому виду жизнеобеспечения для оценки общей потребности в их продукции или услугах.

3.1.12. Все полученные данные по результатам расчетов, указанных в пунктах 3.1.4 - 3.1.11, сводятся по каждому виду жизнеобеспечения в таблицы (таблицы 2 - 4 приложения N 2). Один экземпляр таблиц представляется органу управления, специально уполномоченному на решение задач по защите населения и территорий от ЧС для обобщения, анализа и разработки сводной ведомости потребностей пострадавшего населения и участников ликвидации последствий ЧС в материальных ресурсах, услугах и технических средствах.

3.1.13. Привлекаемые для ликвидации последствий ЧС спасательные воинские формирования МЧС России, воинские части и подразделения Минобороны России, Росгвардии должны быть на автономном обеспечении.