2.2. Влияние фактора времени на потери населения в чрезвычайных ситуациях

2.2. Влияние фактора времени на потери населения
в чрезвычайных ситуациях

2.2.1. Эффективность спасательных работ и проведения мероприятий по ПЖОН при возникновении ЧС, особенно, вызванных землетрясениями, крупными авариями на химически и радиационно опасных объектах, зависит от времени начала их проведения, их продолжительности и выбора наиболее оптимальных решений и мероприятий.

При планировании мероприятий по спасению и ПЖОН рекомендуется учитывать данные о возможных летальных исходах в зонах ЧС в зависимости от времени их реализации, указанных в таблице 2.

Таблица 2

Возможные объемы летальных исходов в зонах ЧС в зависимости
от времени задержки мероприятий

Мероприятие
Объем летальных исходов (%) в зависимости от времени их задержки (час)
20
40
60
80
100
Извлечение людей из-под завалов зданий после землетрясений
10,5
25,0
43,0
67,0
96,0
Оказание медицинской помощи пораженным при землетрясениях.
2,0
12,0
-
-
-
Структура потерь:
40% - легкий вред здоровью;
30% - средней тяжести вред здоровью;
30% - тяжкий вред здоровью
Обеспечение водой для питья
7,2
18,8
32,4
50,0
72,0
Обеспечение продуктами питания
24,0
62,0
115,0
168,0
240,0
Оказание медицинской помощи при тяжелых отравлениях аварийно химически опасными веществами
0,7
1,8
2,7
4,4
7,0

Примечание:

Приведенные в таблице 2 цифры соответствуют благоприятным погодным условиям. Высокая температура и низкая влажность воздуха могут сократить время выживания людей при отсутствии воды, а при низкой температуре воздуха резко сокращается время выживания людей, находящихся в завалах, и людей, лишенных крова и тепла. В таблице дано время обеспечения водой пострадавшего населения для питья. При планировании мероприятий необходимо учитывать, что водой должны быть обеспечены спасатели и медицинские формирования, оказывающие медицинскую помощь пораженным при землетрясениях, аварийно химически опасными веществами (далее - АХОВ) и радиоактивными веществами. Решающую роль в спасении жизни людей, как ни при каких других чрезвычайных ситуациях, играет фактор времени при воздействии на них АХОВ. Обеспечить в короткое время медицинскую помощь пораженным АХОВ при крупных авариях на химически опасных объектах даже при условии достаточной оснащенности и профессиональной подготовке личного состава медицинских токсикологических бригад и бригад скорой медицинской помощи не представляется возможным. Поэтому самым радикальным мероприятием, обеспечивающим сохранение жизни и здоровья населения, проживающего вблизи химически опасных объектов, является экстренная его эвакуация из опасных зон при крупных авариях на них.

2.2.2. Своевременность предоставления жизнеобеспечивающей продукции и услуг пострадавшему населению в зоне ЧС достигается установлением и отработкой временных нормативов, таких как интервал времени от момента свершения до момента подачи сигналов оповещения населения, времени приведения в готовность и прибытия в зону ЧС соответствующих сил и средств РСЧС.

Нормативы времени организации ПЖОН в зоне ЧС рекомендуется сопоставлять с нормативами времени начала ведения спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи.

Данные нормативы рекомендуется разрабатывать органам повседневного управления РСЧС на региональном и муниципальном уровнях с учетом данных, приведенных в таблице 2, типов и масштабов ЧС и природно-климатических условий субъектов Российской Федерации.

Отработка местных временных нормативов позволит сохранить жизнь и здоровье населению и существенно уменьшить объемы мероприятий по организации ПЖОН и затраты на их проведение.

Примечание:

Правительством Российской Федерации приняты постановления от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" и N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов". В этих документах приведены нормативы по расстояниям, охватываемым этими системами.

Для радиационно опасных объектов радиус действия локальной системы оповещения должен составлять 5 км вокруг объекта (включая поселок объекта), а для химически опасных - 2,5 км. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вплоть до городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты, возложена ответственность за оповещение остального населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного загрязнения или химического заражения, а также определены их права и обязанности по использованию для этого действующих местных радиовещательных и телевизионных станций. Но и в этих документах нет нормативов времени от момента аварии до момента подачи сигналов оповещения. Для установленных указанным выше постановлением радиусов оповещения радиоактивное или химическое облако или шлейф достигнут дальних границ этих зон при скорости ветра 5 - 7 м/с за 12 - 16 минут или за 6 - 8 минут, соответственно. Рекомендуется учитывать, что на таких небольших расстояниях облако или шлейф не размываются воздушными потоками и концентрация опасных веществ в них может быть очень высокой. Контроль за выполнением этих постановлений и установка автоматизированных систем оповещения персонала и населения на потенциально опасных объектах, независимых от человека и исключающих влияние на нее субъективных факторов (ожидание команды "сверху", некомпетентность персонала, обслуживающего систему сигнализации и оповещения, и т.п.) являются необходимыми условиями обеспечения безопасности населения.