2.1. Влияние природных стихийных бедствий и техногенных аварий на население и систему жизнеобеспечения
2.1. Влияние природных стихийных бедствий и техногенных
аварий на население и систему жизнеобеспечения
2.1.1. ЧС природного и техногенного характера подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные в зависимости от количества людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, пострадавших в этих ситуациях, размеров материального ущерба, а также границ зон распространения ЧС.
2.1.2. Внезапность возникновения ЧС природного характера, особенно землетрясений, и техногенных аварий и катастроф, отсутствие методов и способов краткосрочного прогнозирования времени их возникновения, масштабность охватываемой ими территории, вероятность массового поражения населения требуют высокой подготовленности всех звеньев РСЧС и, прежде всего, ее территориальных подсистем, к ликвидации их последствий и организации ПЖОН.
Основные показатели, характеризующие влияние на население наиболее опасных для него стихийных бедствий и техногенных аварий, приведены в таблице 1.
2.1.3. При ликвидации ЧС локального характера расходы на проведение мероприятий по ПЖОН рекомендуется осуществлять за счет ресурсов организаций.
При ликвидации ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) организацию ПЖОН рекомендуется осуществлять за счет ресурсов организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
При ликвидации ЧС федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, расходы на проведение мероприятий по ПЖОН, в первую очередь, рекомендуется осуществлять за счет ресурсов субъекта Российской Федерации с последующей компенсацией из федерального бюджета.
При недостаточности собственных резервов финансовых и материальных ресурсов при ликвидации ЧС федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может обратиться в Правительство Российской Федерации за оказанием федеральной помощи, в том числе из государственного материального резерва.
2.1.4. Органам исполнительной власти всех уровней и органам управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, при выборе и планировании мероприятий по организации ПЖОН рекомендуется учитывать данные, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Критерии информации о чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера
Основной показатель
|
Источник возникновения чрезвычайной ситуации
|
|||
землетрясение
|
крупная авария на химически опасном объекте
|
авария на радиационно опасном объекте с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу
|
высокий уровень воды
|
|
Возможность надежного прогнозирования начала событий
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Есть
|
Возможная площадь зоны ЧС, кв. км
|
Тысячи
|
Десятки
|
Десятки тысяч
|
Сотни
|
Возможная численность населения в зоне ЧС, чел.
|
Десятки и сотни тысяч
|
Десятки и сотни тысяч
|
Сотни тысяч (миллионы)
|
Десятки и сотни тысяч
|
Возможные потери населения, чел.
|
Массовые потери населения
|
От нескольких десятков до нескольких тысяч
|
От нескольких сотен до десятков тысяч
|
Десятки - сотни
|
Социальный ущерб населению
|
Потери жилья, личного имущества, рабочих мест
|
Нет
|
Потери жилья, личного имущества, рабочих мест
|
Потери жилья, личного имущества
|
Возможное состояние системы жизнеобеспечения
|
Разрушение и повреждение практически всех подсистем жизнеобеспечения
|
Сохраняются, кратковременная невозможность использования
|
Сохраняются.
В зоне сильного загрязнения не могут использоваться длительное время
|
Частичное повреждение отдельных подсистем
|
Продолжительность периода ПЖОН
|
До 30 суток
|
До 3 суток в местах временного отселения
|
До 30 - 40 суток в местах эвакуации
|
По статистическим данным региона
|
Основные мероприятия и виды жизнеобеспечения населения, снижающие его потери в ЧС
|
Все виды ПЖОН.
В первые дни приоритетными должны быть медицинское обеспечение и обеспечение водой
|
Экстренная эвакуация. Обеспечение медицинское и водой. В местах сосредоточения отселенного населения все виды ПЖОН
|
Экстренная эвакуация. Медицинское обеспечение и обеспечение водой. На всех этапах эвакуации все виды ПЖОН
|
Заблаговременная эвакуация.
Обеспечение населения временным жильем.
|