2.1. Влияние природных стихийных бедствий и техногенных аварий на население и систему жизнеобеспечения

2.1. Влияние природных стихийных бедствий и техногенных
аварий на население и систему жизнеобеспечения

2.1.1. ЧС природного и техногенного характера подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные в зависимости от количества людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, пострадавших в этих ситуациях, размеров материального ущерба, а также границ зон распространения ЧС.

2.1.2. Внезапность возникновения ЧС природного характера, особенно землетрясений, и техногенных аварий и катастроф, отсутствие методов и способов краткосрочного прогнозирования времени их возникновения, масштабность охватываемой ими территории, вероятность массового поражения населения требуют высокой подготовленности всех звеньев РСЧС и, прежде всего, ее территориальных подсистем, к ликвидации их последствий и организации ПЖОН.

Основные показатели, характеризующие влияние на население наиболее опасных для него стихийных бедствий и техногенных аварий, приведены в таблице 1.

2.1.3. При ликвидации ЧС локального характера расходы на проведение мероприятий по ПЖОН рекомендуется осуществлять за счет ресурсов организаций.

При ликвидации ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) организацию ПЖОН рекомендуется осуществлять за счет ресурсов организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При ликвидации ЧС федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, расходы на проведение мероприятий по ПЖОН, в первую очередь, рекомендуется осуществлять за счет ресурсов субъекта Российской Федерации с последующей компенсацией из федерального бюджета.

При недостаточности собственных резервов финансовых и материальных ресурсов при ликвидации ЧС федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может обратиться в Правительство Российской Федерации за оказанием федеральной помощи, в том числе из государственного материального резерва.

2.1.4. Органам исполнительной власти всех уровней и органам управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, при выборе и планировании мероприятий по организации ПЖОН рекомендуется учитывать данные, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Критерии информации о чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера

Основной показатель
Источник возникновения чрезвычайной ситуации
землетрясение
крупная авария на химически опасном объекте
авария на радиационно опасном объекте с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу
высокий уровень воды
Возможность надежного прогнозирования начала событий
Нет
Нет
Нет
Есть
Возможная площадь зоны ЧС, кв. км
Тысячи
Десятки
Десятки тысяч
Сотни
Возможная численность населения в зоне ЧС, чел.
Десятки и сотни тысяч
Десятки и сотни тысяч
Сотни тысяч (миллионы)
Десятки и сотни тысяч
Возможные потери населения, чел.
Массовые потери населения
От нескольких десятков до нескольких тысяч
От нескольких сотен до десятков тысяч
Десятки - сотни
Социальный ущерб населению
Потери жилья, личного имущества, рабочих мест
Нет
Потери жилья, личного имущества, рабочих мест
Потери жилья, личного имущества
Возможное состояние системы жизнеобеспечения
Разрушение и повреждение практически всех подсистем жизнеобеспечения
Сохраняются, кратковременная невозможность использования
Сохраняются.
В зоне сильного загрязнения не могут использоваться длительное время
Частичное повреждение отдельных подсистем
Продолжительность периода ПЖОН
До 30 суток
До 3 суток в местах временного отселения
До 30 - 40 суток в местах эвакуации
По статистическим данным региона
Основные мероприятия и виды жизнеобеспечения населения, снижающие его потери в ЧС
Все виды ПЖОН.
В первые дни приоритетными должны быть медицинское обеспечение и обеспечение водой
Экстренная эвакуация. Обеспечение медицинское и водой. В местах сосредоточения отселенного населения все виды ПЖОН
Экстренная эвакуация. Медицинское обеспечение и обеспечение водой. На всех этапах эвакуации все виды ПЖОН
Заблаговременная эвакуация.
Обеспечение населения временным жильем.