9.3. Оценка поражающего действия подводного взрыва на надводные корабли (суда)

9.3. Оценка поражающего действия подводного взрыва на надводные корабли (суда)

Данный подраздел подготовлен по материалам Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт промышленной и морской медицины", представленных в отчете по НИР "Исследование и анализ подводных потенциально опасных объектов в северных морях Российской Федерации", С-Петербург, 2005.

Экспериментальные исследования показали, что при расстояниях между центром взрыва и бортом в 30 м или между центром взрыва и днищем более 50 м для зарядов до 700 кг, корпус корабля практически не получает остаточных деформаций.

При близких неконтактных (бортовых до 10 м, днищевых до 25 м) или контактных взрывах - упругие колебания корпуса могут являться причиной вторичных повреждений корабельных конструкций.

Большие силы инерции могут быть приложены к механизмам и приборам при общем перемещении корабля. За время действия подводного взрыва (для 500 кг тротила 0,02 с) корабль набирает скорость до 3 м/с (малые корабли). Ускорение его точек будет равно примерно 1500 м/с2 ( 15 g), что соизмеримо с амплитудами качки корабля.

Исследования и боевой опыт войны показали, что большие ускорения и деформации имеют место лишь вблизи от района непосредственно воздействия взрыва. В этих местах деформации являются пластическими, а ускорения достигают 2000 - 5000 g и более. Однако уже на расстоянии 10 - 12 м и от центра взрыва заряда в 500 кг тротила остаточные деформации являются малыми, а ускорения падают до (100 - 200) g. На расстояниях в 5060 м от центра взрыва ускорения равны лишь (1 - 10) g.

По мере удаления центра взрыва от поверхности корабля степень повреждений уменьшается, а площадь борта, охваченного повреждениями такого типа, увеличивается.

Местные повреждения сменятся все более общими. Вместе с тем местные повреждения и при данном положении центра взрыва переходят в общие перемещения, общие деформации как пластические, так и упругие. При некотором, для заданного веса взрывчатых веществ, расстоянии между бортом или днищем и центром взрыва остаточные деформации не наблюдаются. Для донных взрывов эти расстояния обычно больше, чем для бортовых.

При удаленном неконтактном подводном взрыве скорость воды у борта или днища корабля весьма мала. Так, при заряде G = 500 кг (тротила), R = 63 м, Pmax = 90 кг/см2. Как показывает опыт, при таких условиях наблюдаются только легкие вмятины в случае донного взрыва.

Опыты с подводной защитой корабля показали, что при не очень удаленном неконтактном подводном взрыве повреждения получаются большими, чем при контактном. Особенно эффективный взрыв имеет место при расстоянии между центром заряда и бортом, рассчитанным по формуле:

, (23)

где: G - масса ВВ, кг, Rэ - расстояние до центра взрыва ВВ, м.

Энергия в единице объема корабля в данной его точке пропорциональна энергии, сообщенной ему при взрыве. При подводном взрыве происходит процесс распространения энергии заряда по жидкой среде и по конструкции корабля. При этом энергия в единице объема убывает пропорционально этому объему.

Энергия единицы объема пропорциональна энергии заряда, и, соответственно, весу заряда:

Cm = E / Rэ = G / R3 (24)

Коэффициент Cm является плотностью энергии, отнесенной к значению ее в точке на корпусе корабля на расстоянии 1 м от центра взрыва заряда G = 1 кг. Cm выражается в кг/м3.

Коэффициенты Cm при подрыве геометрически подобных зарядов из одинакового ВВ в одинаковой среде в соответственных точках одинаковы.

Для получения характерных значений Cm используются данные о повреждении кораблей подводным взрывом:

повреждения от бортовых подводных взрывов;

повреждения от донных подводных взрывов;

для подводных лодок.

В таблице 9.5 приведены опытные данные о повреждениях надводных кораблей подводными взрывами.

Наименьшее значения Cm, при которых корабли получают различные виды повреждений, обозначены через C°m, при этом расстояние R от центра взрыва, на котором возможны различные поражающие эффекты, можно определить из формулы:

G = C°m x R3 (25)

Так, по данным, приведенным в, при C°m = 5,0 повреждаются броневые переборки подводной защиты от мин для проекта 23, при C°m = 4,64 наблюдаются повреждения второй переборки, при C°m = 2,8 повреждается первая переборка и броневая, при C°m < 1,95 - пробоина первой переборки, при C°m = 0,88 - пробоина наружной обшивки и повреждение первой переборки, при C°m = 0,49 - пробоина наружной обшивки и течь первой переборки, при C°m = 0,3 - трещины наружной обшивки, при C°m = 0,15 - пробоина в борту, при C°m = 0,09 - водотечность наружной обшивки.

Таблица 9.5. Опытные данные о донных подрывах надводных кораблей

Корабль/отсек
Оружие
Вес заряда, кг
Расстояние от центра взрыва до днища
Эффект
Cm, кг/м3
1
2
3
4
5
6
Крейсер "Белфаст"
донная мина
450
25
Повреждено первое днище
0,029
Линейный корабль "Гейзенау"
донная мина
450
22
Пробоина первого днища
0,043
Тральщик "Тобрук"
бомба
125
1
Пробиты два днища
125
СКР 25
бомба
125
2
Пробиты два днища
15,6
УЩ "Фальк"
заряд
400
24
Вмятины и водотечь, прогиб на миделе от общего изгиба 650 мм
0,029
Транспорт "Урания"
заряд
400
14
Пробито первое днище, повреждено второе днище, которое впоследствии сломается от общего изгиба
0,145
Транспорт
заряд
680
90
Сотрясение
0,00093
Транспорт
заряд
680
66
Мелкие вмятины
0,0023
Транспорт
заряд
680
46
Пробоины первого днища
0,007
Минный заградитель "Эдвенчер"
донная мина
450
45
Вмятина, водотечь
0,005
Крейсер "Киров"
донная мина
700
200
Пробито два днища
0,088
Крейсер "Червона Украина"
бомба
250
10
Пробито два днища
0,25
Линейный корабль "Нельсон"
донная мина
400
35
Пробоина первого днища
0,0033
Отсек линейного корабля "Хууд"
заряд
300
35
Вмятина, водотечь
0,057
Отсек линейного корабля "Хууд"
заряд
300
30
Большие вмятины и водотечь
0,0135
Отсек линейного корабля "Хууд"
заряд
300
85
Пробито первое днище и повреждено второе днище
0,0192
Отсек II
заряд
50
2
Три дна
6,25
ПЛ С-I
заряд
125
18,5
Пробит корпус, перелом
0,02
отсек
заряд
50
0,8
Пробиты два днища
78
отсек
заряд
50
2
Более сильные повреждения первого и второго днища
12,5

Исходя из указанного выше, в выражении (25) можно определить значение C°m для каждого характерного повреждения корпуса надводного корабля в результате донного подрыва ВВ, массой G, кг, на расстоянии R, м от борта или днища корабля в соответствии с данными таблицы 9.6.

Таблица 9.6. Расчетные выражения для оценки повреждений надводных кораблей донными взрывам

Вид повреждений
Расчетное выражение
Повреждения бортов и переборок
водотечность борта
G = 0,09R3
пробоина в борту
G = 0,05R3
пробоина в первой переборке
G = 2,0R3
пробоина во второй переборке
G = 4,6R3
повреждение броневой переборки корабля
G = 6,0R3
Повреждения днищ
вмятины и водотечность первого днища
G = 0,005R3
пробоина в первом днище
G = 0,009R3
пробоина во втором днище
G = 0,09R3
пробоина в третьем днище
G = 6,5R3

Перечень наиболее опасных ППОО на дне северных морей (территория Российской Федерации), не зарегистрированных в Реестре ППОО, представлен в таблице 9.7.

Приведенные в таблице данные эффективных радиусов поражения морских транспортных средств (надводных, подводных) в результате подрыва взрывчатого материала в трюмах затопленных кораблей показывают, что механические деструктивные эффекты на надводных и подводных кораблях наблюдаются на весьма незначительных расстояниях от места взрыва. Предельные значения эффективных радиусов поражения не превышают, в большинстве случаев, 40 метров при массе взрываемого ВВ 5 тонн.

Пример расчета расстояний для характерных повреждений элементов надводных кораблей от массы взрывчатого вещества при донных подводных взрывах приведен в приложении 3 к Методическим рекомендациям.

Таблица 9.7. Корабли и суда на дне северных морей Российской Федерации, обладающие повышенной взрывоопасностью

N п/п
Наименование корабля (судна)
Координаты или район гибели
Тротиловый эквивалент, кг
Радиус поражения, м
1
2
3
4
5
1
Шаланда паровая "Териберка"
Мотовский залив (губа Нерпичья)
5000
38
2
Эскадренный миноносец "Стремительный"
Екатерининская гавань (Полярный)
7420
44
3
Эскадренный миноносец "Матабеле" (английский)
Маяк Териберский
(ш = 69°21; д = 35°27')
7420
44
4
Транспорт "Ижора"
ш =72°35'; д = 10°50'
5000
38
5
Транспорт "Рейсланд" (союзн.)
Баренцево море
(ш = 72°40'; д = 20°20')
5000
38
6
Транспорт "Харполяйнен" (союзн.)
Баренцево море
(ш = 72°21'; д = 28°26')
5000
38
7
Транспорт "Эмпайр Рейнджер" (союзн.)
Баренцево море
(ш = 72°13'; д = 32°10')
5000
38
8
Транспорт "Эффингхэм" (союзн.)
Баренцево море
(ш = 70°28'; д = 35°44')
5000
38
9
Транспорт "Эмпайр Купер" (союзн.)
Баренцево море
(ш = 71°01'; д = 36°00')
5000
38
10
Транспорт "Циолковский".
Баренцево море
(ш = 71°46'; д = 34°30')
5000
38
11
Крейсер "Эдинбург" (английский)
Баренцево море
(ш = 72°31'; д = 37°31')
24915
65
12
Транспорт "Вишера"
Баренцево море (о. Нокуев)
5000
38
13
Транспорт "Крестьянин"
о. Новая Земля (о. Междушарский)
5000
38
14
Баржа "Ш"
Пролив Югорский Шар (о. Матвеев)
5000
38
15
Баржа "П-4"
Пролив Югорский Шар (о. Матвеев)
5000
38
16
Транспорт "Куйбышев"
Карское море
(ш = 73°52'; д = 77°40',5)
5000
38
17
Транспорт "Кентукки" (американский)
В 15 милях Северо-Западнее мыса Канин Нос
5000
38
18
Эскадренный миноносец "Сомали" (союзн.)
о. Ян-Майен
7420
44
19
Транспорт "Щорс"
Пролив Югорский Шар
5000
38
20
Транспорт "Декабрист"
Баренцево море
(ш = 75°30'; д = 27°10')
5000
38
21
Танкер "Донбасс"
Баренцево море
(ш = 76°24'; д = 41°30')
22
Эскадренный миноносец "Сокрушительный"
Баренцево море
(ш = 73°30'; д = 43°00')
7420
44
23
Миноносец "Ахатес" (английский)
Баренцево море
(ш =73°15'; д = 30°29')
7420
44
24
Транспорт "Тбилиси"
Енисейский залив
(ш = 72°25'; д = 80°36')
5000
38
25
Транспорт "Диксон"
Карское море
(ш = 75°43'; д = 89°38')
5000
38
26
Транспорт "Архангельск"
Карское море
(ш = 76°51'; д = 92°29')
5000
38
27
Транспорт "С. Киров"
Карское море
(ш = 75°48'; д = 83°52')
5000
38
28
Транспорт "Андров Куртин" (английский)
Баренцево море
(ш = 73°22'; д. = 24°45')
5000
38
29
Большой охотник N 230
Териберка
(ш = 69°29'; д = 35°12')
7956
45
30
Большой охотник N 229
о. Кильдин
(ш = 69°28'; д = 34°19')
7956
45
31
ЭМ "Деятельный" (б. английский ЭМ "Черчилль")
о. Большой Олений
(ш = 69°04' д = 36°40')
7420
44
32
Корвет "Блюбелл" (английский)
Севернее Териберки
(ш = 69°36'; д = 35°29')
7420
44
33
Большой охотник N 224
Кильдинский плес
(ш = 69°21'; д = 33°38')
7956
45
34
Транспорт "Онега"
Мыс Цып-Наволок
(ш = 69°41'; д = 33°17')
35
Транспорт "Марина Раскова"
Карское море
(ш = 73°22'; д = 66°35')
5000
38
36
Транспорт "Пенелоп Баркер" (английский)
Баренцево море
(ш = 73°22'; д = 22°30')
5000
38
37
Танкер
Порсангер-фьорд
(ш. = 70°30', д. = 30°58')
1
2
3
4
5
38
Подводная лодка
м. Святой Нос
(ш. = 68°15', д. = 40°36')
39
Транспорт
ш. = 70°35'; д. = 31°00'
5000
38
40
Минный заградитель
Лоппское море
(ш. = 70°27', д. = 21°39')
8915 - 40355
46 - 77