2.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области гражданской обороны

2.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения
законодательства в области гражданской обороны

Таблица 2

N п/п
Содержание вопроса
Содержание ответа
1.
Необходимо ли отнесение опасных производственных объектов I и II классов опасности, не имеющих существенного оборонного и экономического значения, к категории по ГО и, как следствие создание для них нештатных аварийно-спасательных формирований
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязаны создавать собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" конкретизируются нормы по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в целях осуществления дифференцированного подхода.
Вместе с тем исключение нормы по созданию НАСФ приведет к правовому пробелу в части планирования и осуществления мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
2.
В соответствии с какими критериями проводятся плановые проверки организаций
В соответствии с Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, проведение плановых проверок с установленной периодичностью в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется если соблюдается хотя бы один из следующих критериев:
наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя категории по гражданской обороне;
эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем потенциально опасного объекта;
эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем критически важного объекта;
наличие на балансе юридического лица или индивидуального предпринимателя защитного сооружения гражданской обороны;
принадлежность юридического лица или индивидуального предпринимателя к оборонно-промышленному комплексу.
3.
На каких основаниях и кем производится отнесение организаций к категориям риска по гражданской обороне
В соответствии с Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418, и Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия самостоятельно относить деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска.
Данная работа проводится на основании соответствующих решений руководителя (заместителя руководителя) соответствующего территориального органа МЧС России или руководителя (заместителя руководителя) территориального отдела (отделения, инспекции) структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления надзорной деятельности, по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По итогам присвоения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей категорий риска территориальными органами МЧС России формируются перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4.
Выполнение каких требований и мероприятий в области гражданской обороны, отображенных в вопросах проверочного листа (списка контрольных вопросов), являются для организации обязательными в зависимости от статуса организации (отнесена/не отнесена к категории, продолжает или не продолжает работу в военное время и др.)
Предусмотренные приказом МЧС России от 27.02.2018 N 78 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны" вопросы, отражающие содержание установленных требований, уточняют отдельные категории требований, которые являются обязательными для организаций в зависимости от их статуса.
Если вопросами не предусмотрена конкретизация организаций в зависимости от их статуса, то требования распространяются на все организации.
5.
Организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне и в области защиты работников организаций и подведомственных объектов от ЧС. Возможна ли разработка единого планирующего документа, объединяющего План гражданской обороны, План действий по предупреждению и ликвидации ЧС и План по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
Вопросы разработки планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов регулируются отдельными законодательными актами и иными нормативными правовыми актами, относящимися к различной области применения.
Такими законодательными и иными нормативными правовыми актами являются:
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов";
приказ МЧС России от 21.12.2004 N 621 "Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".
Учитывая, что правовое регулирование требований к разработке вышеуказанных планирующих документов имеет различный характер, считаем разработку единого планирующего документа по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций нецелесообразным.
6.
Кто осуществляет отнесение организаций к субъектам надзора в области гражданской обороны.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В связи с этим, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют степень участия организаций в области гражданской обороны, на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
7.
Кто устанавливает полномочия организаций по выполнению обязанностей в области гражданской обороны.
Полномочия и обязанности организаций в области гражданской обороны, установлены статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8.
Какие организации обязаны создавать и организовывать работу комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций
В соответствии с пунктом 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, мероприятием по обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время.
В связи с тем, что повышение устойчивости функционирования организаций необходимо на период военного времени, в пунктах 8 и 9 формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны, утвержденной приказом МЧС России от 27.02.2018 N 78, указана категория организаций, для которых выполнение указанного требования является обязательным - это организации, продолжающие работу в военное время.
9.
Кто и в каком порядке обязан создавать спасательные службы
Спасательные службы, необходимость создания которых предусмотрена пунктом 8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, предназначены для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организация и порядок деятельности спасательных служб устанавливаются создающими их организациями в соответствующих положениях о спасательных службах. Вид и количество спасательных служб, создаваемых организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны задач и не зависят от наличия в организации нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
10.
Какие формирования являются противопожарными и какие организации обязаны их создавать
Противопожарные формирования в соответствии с Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999, являются нештатными аварийно-спасательными формированиями, которые в зависимости от численности личного состава формирования подразделяются на пожарно-спасательные команды, пожарно-спасательные группы и пожарно-спасательные звенья.
Согласно статьям 1 и 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" указанные формирования должны оснащаться специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, а также быть аттестованными на определенный вид аварийно-спасательных работ.
Создавать указанные формирования обязаны организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
11.
В соответствии со статьей 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 обязанность по созданию и организации работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики возлагается на организации, необходимые для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Почему в Списке контрольных вопросов, используемого при осуществлении государственного надзора в области ГО при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 27.02.2018 N 78, вопросы 8 и 9 носят более расширенный характер (проверяется создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций, продолжающих работу в военное время)?
В соответствии с пунктом 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, мероприятием по обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время.
В связи с тем, что повышение устойчивости функционирования организаций необходимо на период военного времени, в пунктах 8 и 9 формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны, утвержденной приказом МЧС России от 27.02.2018 N 78, уточнена категория организаций, для которых выполнение указанного требования является обязательным.