3.4. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований

3.4. Доклад с руководством по соблюдению
обязательных требований

Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 N 245) и Положению о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418, федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

Указанным Положением предусмотрены критерии отнесения к категориям риска поднадзорных объектов, критерии по изменению (повышению/понижению) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска, а также обязательность применения проверочных листов при осуществлении указанных надзорных функций.

Так, плановые проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются исключительно в отношении:

организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если эти юридические лица (их структурные подразделения) и индивидуальные предприниматели или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты.

Приказом МЧС России от 27.02.2018 N 77 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установлена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая при осуществлении всех плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно Основным направлениям разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р, разработаны и утверждены приказом МЧС России от 18.12.2017 N 576 показатели для федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Одновременно в субъектах Российской Федерации с учетом специфики возможных рисков разработаны и размещены на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации типовые программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах.

Также с учетом новых подходов к организации профилактической работы, установленных положениями постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", разработана Программа профилактики нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2019 год.

В истекшем году внесены изменения в законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и тем самым конкретизированы обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принят Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", направленный на совершенствование системы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Указанными Федеральными законами:

уточнены и упорядочены состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

уточнены условия установления и порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации;

уточнены полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части принятия решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального, межмуниципального и муниципального характера, планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

предусмотрено возложение функций председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и глав местных администраций соответственно.

В целях реализации Федерального закона от 3 июля 2019 г. N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" принято постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 N 1934 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Постановлением внесены изменения в части названия комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ).

На Правительственную КЧС и ОПБ возложена координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС на федеральном и межрегиональном уровне. В связи с этим, данная функция на межрегиональном уровне снимается с полномочного представителя Президента Российской Федерации.

Также включены положения по возложению функций председателей КЧС и ОПБ федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций на руководителей этих органов и корпораций или их заместителей.

При этом функции председателей КЧС и ОПБ органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления возлагаются соответственно на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и глав местных администраций.

Руководители организаций или их заместители возглавляют КЧС и ОПБ организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Также КЧС и ОПБ наделены полномочиями по координации деятельности органов управления и сил федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих уровнях.

В целях создания четко выстроенной и законченной системы оперативного управления включены положения, изменяющие ранее созданную для обеспечения деятельности всех звеньев РСЧС систему органов повседневного управления на всех уровнях.

Функция по обеспечению координации деятельности органов повседневного управления на муниципальном уровне возлагается на единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Также указанное постановление привело в соответствии с действующим законодательством Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547.