2.4. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований

2.4. Доклад с руководством по соблюдению
обязательных требований

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 N 245) и Положению о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

Указанным Положением предусмотрены критерии отнесения к категориям риска поднадзорных объектов, критерии по изменению (повышению/понижению) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска, а также обязательность применения проверочных листов при осуществлении указанных надзорных функций.

Так, плановые проверки в области гражданской обороны осуществляются исключительно в отношении следующих категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

организаций, эксплуатирующих критически важные объекты;

организаций, эксплуатирующих потенциально опасных объекты;

организаций оборонно-промышленного комплекса;

организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

организаций, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны.

Приказом МЧС России от 27.02.2018 N 78 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны" установлена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая при осуществлении всех плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Совместно с Минэкономразвития России, Общественно-деловым советом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольно-надзорной деятельности", Экспертным советом приоритетной программы по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности", Аналитическим центром "ФОРУМ" в соответствии с Паспортом приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" подготовлены показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе государственного надзора в области гражданской обороны.

Согласно Основным направлениям разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р, разработаны и утверждены приказом МЧС России от 18.12.2017 N 576 показатели для государственного надзора в области гражданской обороны.

Одновременно в субъектах Российской Федерации с учетом специфики возможных рисков разработаны и размещены на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации типовые программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Также с учетом новых подходов к организации профилактической работы, установленных положениями постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", разработана Программа профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны на 2020 год.

В истекшем году внесены изменения в законодательство о гражданской обороне и тем самым конкретизированы обязательные требования в области гражданской обороны.

В целях реализации Основ государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 года принят Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне".

В соответствии с указанным законодательным актом:

введены новые понятия - обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне; организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне; опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;

уточнены категории должностных лиц субъектов Российской Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной на территории субъектов Российской Федерации, с возложением персональной ответственности за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководителей органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления) и руководителей организаций;

исключена норма, устанавливающая необходимость создания и поддержания в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производства и объекты, в зоне действия поражающих факторов которых не ведется хозяйственная или иная, деятельность, а также организациями, эксплуатирующими линейные объекты магистрального трубопроводного транспорта и отнесенными к производственным объектам I и II классов опасности;

определены условия, при которых организации, не имеющие мобилизационного задания и не входящие в перечень организаций, осуществляющих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организации, обеспечивающие выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, могут вместо создания нештатных аварийно-спасательных формирований привлекать для проведения аварийно-спасательных работ профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования на договорной основе, а для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, - необходимость создания данных формирований.

В целях приведения в соответствие некоторых актов Правительства Российской Федерации в соответствие Федеральному закону от 1 мая 2019 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 N 1274 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", направленное на совершенствование порядка функционирования системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне.

В целях приведения положений законодательства к единым требованиям полномочия в области гражданской обороны закреплены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конкретизированы требования для организаций по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны. Порядок подготовки к ведению гражданской обороны и планы гражданской обороны необходимо будет разрабатывать только организациям, отнесенным к категориям по гражданской обороне, так как организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают, и мероприятия по защите их работников включаются в планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, соответственно отсутствует необходимость в разработке собственных положений и планов.

Также уточняется требование по планированию действий сил гражданской обороны. Так, планирование их действий необходимо учитывать в планах гражданской обороны, а отдельные планы действий сил разрабатывать не требуется. Кроме того введено определение терминов "работающее население" и "неработающее население" в целях их однозначного толкования в интересах привлечения к выполнению мероприятий подготовки в области гражданской обороны лиц, входящих только в эти группы населения.

Утверждены приказ МЧС России от 08.10.2019 N 570 "О внесении изменений в Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999", установивший обновленный перечень организаций, создающих и поддерживающих в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования, и приказ МЧС России от 24.12.2019 N 776 "О внесении изменений в Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденное приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687", актуализирующий ряд норм Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2019 N 1391 "О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", которым введено понятие "наибольшая работающая смена" (максимальная по численности работающая в военное время смена организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) и уточнены категории организаций, для которых создаются убежища, противорадиационные укрытия и укрытия.