2.1. Доклад по правоприменительной практике

2.1. Доклад по правоприменительной практике

Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предметом государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственному надзору в области гражданской обороны подлежат 171328 объектов надзора. Надзорными органами МЧС России в 2019 году в области гражданской обороны запланировано 3846 проверок (2018 г. - 2405, увеличение на 59,9%). Всего за 2019 г. проведена 5361 проверка (2018 г. - 3897, увеличение на 37,5%), из них:

3794 - плановых (АППГ - 2356, увеличение на 61%);

1567 - внеплановых (АППГ - 1541, увеличение на 1,6%).

Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:

по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 1562 проверки;

по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 5 проверок.

В ходе проведенных проверок выявлено 27543 нарушения обязательных требований (АППГ - 20219, увеличение на 36,2%). По результатам надзорных мероприятий вручено 2550 предписаний по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 1981, увеличение на 28,7%). Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 66,8% (АППГ - 71,2%, уменьшение на 4,4%).

Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2019 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, стали:

1. Вопросы создания, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств:

сотрудники организаций не в полной мере обеспечены средствами индивидуальной защиты, медицинскими аптечками, коллективными аптечками;

не в полной мере создаются в целях гражданской обороны запасы средств;

отсутствие условий и мест для хранения запасов.

2. Вопросы укрытия наибольшей работающей смены предприятий и населения в защитных сооружениях гражданской обороны (далее - ЗСГО):

отсутствие ЗСГО при наличии его потребности;

укрытие работников наибольшей работающей смены организаций и населения в ЗСГО, не имеющих статус ЗСГО (по факту - заглубленные помещения, на которые отсутствует паспорт ЗСГО);

отсутствие договоров с подрядчиками на строительство быстровозводимых ЗСГО либо самих ЗСГО;

укрытие работников наибольшей работающей смены организаций, населения в ЗСГО, не готовых к приему укрываемых.

3. Вопросы содержания ЗСГО:

нарушение эксплуатации ЗСГО в мирное время;

нарушение сохранности и технической готовности конструкций и оборудования ЗСГО;

отсутствие комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны,

4. Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области гражданской обороны:

нарушение сроков обучения в области гражданской обороны должностных лиц и работников гражданской обороны, впервые назначенных на должность (в течение первого года работы);

нарушение сроков повышения квалификации;

не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебно-материальная база для подготовки сотрудников в области гражданской обороны.

По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 3080 протоколов об административных правонарушениях (АППГ - 2321, увеличение на 32,7%), из них на должностных лиц 1756 (АППГ - 1265, увеличение на 38,8%) и на юридических лиц 1324 (АППГ - 1056, увеличение на 25,3%), в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области ГО) - 2004 протокола (АППГ - 1305, увеличение на 53,5%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 1902 лица (АППГ - 1428, увеличение на 33,2%), из них должностных - 1140 лиц (АППГ - 859, увеличение на 32,7%) и юридических - 762 лица (АППГ - 569, увеличение на 33,9%), в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ - 1225 лиц (АППГ - 805, увеличение на 52,17%).

Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 28292,72 тыс. руб. (АППГ - 18975,9 тыс. руб., увеличение на 49,1%).

В 2019 г. в надзорные органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, поступило 89 представлений прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства.