1.1. Доклад по правоприменительной практике

1.1. Доклад по правоприменительной практике

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предметом федерального государственного пожарного надзора является:

исполнение федеральными органами государственной власти и должностными лицами федеральных органов государственной власти федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области пожарной безопасности;

исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;

соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;

соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;

выполнение предписаний органов ГПН;

проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.

Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы в 2019 году проведена работа по систематизации обязательных требований в области пожарной безопасности, по результатам которой установлен исчерпывающий перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок.

Реализуется одна из идей реформы контрольно-надзорной деятельности - использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок. Ее содержание заключается в том, что проверяющий и проверяемый находятся в равных условиях. Список контрольных вопросов носит исчерпывающий характер. Предприниматель заранее знает предъявляемые к нему требования. Инспектору не предоставлено право проверять соблюдение иных требований безопасности. Это позволяет максимально упростить надзорные процедуры, предоставив возможность самоконтроля и самооценки состояния безопасности объектов их правообладателям.

Благодаря внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении пожарного надзора устранены сплошные проверки подконтрольных субъектов, из сферы надзора выведено более 700 тыс. объектов низкой категории риска. Одновременно, исключены контрольные мероприятия в отношении всех субъектов малого предпринимательства. Преобладающая часть проверок осуществляется на критически важных, опасных производственных объектах, объектах жизнеобеспечения, здравоохранения, социальной сферы, образования, а также детских оздоровительных лагерях.

Всего в органах государственного пожарного надзора в 2019 году находилось на учете 2 855 055 объектов надзора. Проведено 267 478 проверок соблюдения требований пожарной безопасности (в 2018 - 225 808, в сравнении с АППГ рост составил 15,5%), в том числе 114 388 плановых (в 2018 - 76 282, рост 33,3%) и 153 090 внеплановых (в 2018 - 149 526, рост 2,3%). Одним инспектором органов ГПН в среднем проведено 27 проверок (в 2018 - 24, рост 11%). В ходе проведенных проверок выявлено 1 121 021 (в 2018 - 981 899, рост 12,4%) нарушение требований пожарной безопасности. Рост количества нарушений связан с увеличением количества проверок. В среднем одним должностным лицом органов ГПН выявлено 112 (в 2018 - 106, рост 5,3%) правонарушений.

Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются:

использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования;

нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;

неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;

нарушение правил эксплуатации систем отопления.

Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:

ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;

неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей;

ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.

Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, выделяются:

выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости;

отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений;

неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.

Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанных с необеспечением надлежащих условий тушения возможного пожара являются:

недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);

создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты;

ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.

Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:

незнание обязательных требований, низкая личная ответственность;

оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) с целью извлечения максимальной прибыли;

отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций.

В 2019 году возбуждено 193042 дела об административных правонарушениях в области пожарной безопасности (в 2018 - 174066, в сравнении с АППГ рост составил 10,9%). В отношении физических лиц возбуждено 142032 дела об административных правонарушениях (в 2018 - 129933, рост 9,3%), в отношении юридических лиц 51010 административных дел (в 2018 - 44132, рост 15,6%).

К административной ответственности в виде штрафа и предупреждения надзорными органами МЧС России привлечено 161072 лица, нарушивших требования пожарной безопасности (в 2018 - 163507, снижение на 1,5%). Государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 62167 административных наказаний в виде штрафа на сумму 1 млрд. 119 млн. 647 тыс. рублей. Количество лиц, которым назначены наказания в виде предупреждения - 98905 (в 2018 - 105311, снижение на 6,1%).

Количество взысканных штрафов - 48978 штрафов на сумму 799 409 тыс. руб. (в 2018 - 46978 штрафов на сумму 1 080 703 тыс. руб.). Исполнено 78,8% штрафов от количества назначенных (в 2018 - 81%).

За 12 месяцев 2019 г. оперативная обстановка с пожарами в Российской Федерации по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) характеризовалась следующими основными показателями (рис. 1).

Зарегистрировано 471 537 пожаров, на которых спасено 226 319 человек, в том числе эвакуировано 185 786 человек, и материальных ценностей на сумму более 62,2 млрд. рублей.

На пожарах погибло 8 567 человек, в том числе 406 детей, получили травмы 9 477 человек, прямой материальный ущерб причинен в размере 18,2 млрд. рублей.

На объектах и территориях федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих самостоятельный учет пожаров и их последствий, произошло 111 пожаров, на которых погибло 8 человек и 16 человек получили травмы.

Количество пожаров увеличилось на 257%, погибших - на 8,3%, травмированных снижено на 1,8%, материальный ущерб увеличился на 17,1%.

По количеству погибших детей показатель снижен на 7,7%.

Рисунок 1

Количество пожаров и их последствия в Российской Федерации

В среднем в 2019 году ежедневно происходило 1292 пожара, на которых погибало 23 человека, получали травмы 26 человек, огнем уничтожалось 127 строений, ежедневный материальный ущерб составлял 49,8 млн. рублей, средний ущерб на один пожар - 38,5 тыс. рублей, количество погибших на 100 тыс. человек населения - 5,8 чел., количество травмированных на 100 тыс. населения - 6,4 чел.

Дальнейший анализ проведен по сведениям, формируемым МЧС России.

Рост количества пожаров отмечен во всех федеральных округах Российской Федерации.

Число погибших на пожарах людей также увеличилось во всех федеральных округах.

Увеличение числа травмированных на пожарах людей отмечено в Центральном, Приволжском, Северо-Кавказском, Сибирском федеральных округах.

Вместе с тем, в 85 субъектах и закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах (далее - ЗАТО) зарегистрирован рост количества пожаров, в 58 субъектах и в ЗАТО отмечен рост числа погибших, в 44 субъектах травмированных людей на пожарах (рис. 2, 3, 4).

Рисунок 2

Субъекты Российской Федерации, в которых отмечается рост
числа пожаров

Рисунок 3

Субъекты Российской Федерации, в которых отмечается рост
числа погибших

Рисунок 4

Субъекты Российской Федерации, в которых отмечается рост
числа травмированных

Наибольшее количество пожаров происходило по воскресеньям - 73 671 (15,6% от общего количества), наименьшее по средам - 64 572 (13,7%) (рис. 5).

Больше всего людей погибало по воскресеньям - 1 299 человек (15,2% от общего количества), меньше всего по средам - 1 089 человек (12,7%).

Рисунок 5

Распределение количества пожаров и погибших людей
по дням недели

В 36 субъектах Российской Федерации и ЗАТО зарегистрировано увеличение количества погибших на пожарах детей (рис. 6).

Рисунок 6

Субъекты Российской Федерации, где отмечается рост числа
погибших детей на пожарах

Зарегистрировано 24 пожара с групповой гибелью людей (5 и более человек), на которых погибло 139 человек (таб. 1).

Таблица 1

Пожары с групповой гибелью людей (5 и более человек)

Субъект Российской Федерации
Количество пожаров, ед.
Количество погибших, чел.
Республика Бурятия
1
5
Республика Татарстан
1
6
Удмуртская Республика
1
5
Алтайский край
1
6
Красноярский край
2
13
Приморский край
1
5
Вологодская область
1
6
Иркутская область
1
5
Кемеровская область
2
14
Кировская область
2
10
Ленинградская область
1
5
г. Москва
1
8
Московская область
2
10
Нижегородская область
1
5
Новгородская область
1
6
Новосибирская область
1
5
Оренбургская область
2
12
Свердловская область
1
5
Ярославская область
1
8
ВСЕГО
24
139

Основное время суток, когда погибали люди - это ночные часы. Так, в период с 0 до 2-х часов ночи погибло 1074 человека. Всего же за вечернее и ночное время (с 18-ти вечера до 6 часов утра) погибло 4 991 человек (58,3% от общего количества) (рис. 7).

Рисунок 7

Количество погибших людей по часам суток

Вследствие отравления токсичными продуктами горения погибло 5 309 человек (62% от общего количества), от неустановленных причин - 1 552 человека (18,1%), от воздействия высокой температуры - 916 человек (10,7%) (рис. 8).

Рисунок 8

Основные причины гибели людей на пожарах

Сведения о пожарах и их последствиях, произошедших на объектах, в соответствии с присвоенными категориями риска, отображены в таблице 2 и на рисунке 9.

Таблица 2

Сведения о пожарах и их последствиях, по категориям риска
объектов защиты

Категория риска
Кол-во пожаров, ед.
Погибло людей, чел.
Травмировано людей, чел.
Чрезвычайно высокий риск
5
1
6
Высокий риск
531
16
17
Значительный риск
1 040
35
90
Средний риск
9 189
383
659
Умеренный риск
33 097
1 775
2 538
Низкий риск
97 825 <*>
5 868 <*>
4 038

--------------------------------

<*> На объектах, относящихся к категории низкого риска, 83,9% пожаров, на которых погибло 96,4% людей, произошло в жилом секторе.

Рисунок 9

Распределение материального ущерба от пожаров
по категориям риска объектов защиты

Сведения о пожарах и их последствиях по классам функциональной пожарной опасности объектов защиты отображены в таблице 3.

Таблица 3

Сведения о пожарах и их последствиях по классам
функциональной пожарной опасности объектов пожаров

Класс ФПО
Кол-во пожаров,
ед.
Погибло людей,
чел.
Травмировано людей, чел.
Прямой ущерб, млн. руб.
Ф1.1 - зд. дошк. образ. орг., спец. домов прест. и инв. (некварт.), б-цы, спальн. корп. обр. орг. с налич. инт.
273
4
19
24,67
Ф1.2 - гостиницы, общеж., спальн. корп. санаториев и домов отд. общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов
416
17
50
37,57
Ф1.3 - многоквартирные жилые дома
35 680
2 624
3 606
1 081,55
Ф1.4 - однокварт. жилые дома, в том числе блокированные
47 508
4 510
2 461
2 793,65
Ф2.1 - театры, кинот., конц. залы, клубы, цирки, спорт. соор. с триб., библ. с расч. числ. мест в закр. помещ.
155
0
0
46,04
Ф2.2 - музеи, выставки, танц. залы и др. подобные учрежд. в закрытых помещениях
29
0
1
7,85
Ф2.3 - зд. учр. театров, кинот., конц. залов, клубов, цирков, спорт. соор. с триб., библ. на откр. воздухе
39
0
0
0,44
Ф2.4 - здания учрежд., музеев, выставок, танц. залов и др. подоб. учр. на открытом воздухе
24
0
1
0,84
Ф3.1 - здания организаций торговли
2 790
4
43
1 126,00
Ф3.2 - здания организаций общественного питания
714
5
38
186,45
Ф3.3 - вокзалы
26
0
1
0,06
Ф3.4 - поликлиники и амбулатории
141
4
15
14,24
Ф3.5 - помещ. для посетителей организ. бытов. и коммун. обсл. с нерасч. числом посад. мест для посетителей
316
1
13
39,58
Ф3.6 - физкульт.-оздор. компл. и спорт.-тренир. учр. с помещ. без трибун для зрит., быт. помещ., бани
2 513
14
37
147,39
Ф3.7 - объекты религиозного назначения
77
0
11
9,50
Ф4.1 - здания общеобр. орг-ций, орг-ций доп. образов. детей, проф. образ. орг-ций
232
1
1
34,67
Ф4.2 - здания образов. орг-ций высш. образов., орг-ций дополнит. проф. образования
64
0
0
5,51
Ф4.3 - здания орг. управ., проект.-конст. орг., информ. и редакц.-изд. орг., научн. орг., банков, контор, офисов
938
10
21
100,94
Ф4.4 - здания пожарных депо
4
0
0
2,27
Ф5.1 - производств. здания, сооруж., производств. и лаборат. помещения, мастерские
3 621
64
130
2 378,33
Ф5.2 - складские здания, сооруж., стоянки для автомоб. без тех. обсл. и рем-та, книгохр., архивы, склад. помещ.
8 675
129
186
5 217,66
Ф5.3 - здания сельскохозяйственного назначения
2 374
52
50
431,99

Наибольшее количество пожаров зарегистрировано на объектах, расположенных на открытых территориях - 295 998 ед. (62,8% от общего числа пожаров по России) (рис. 10). В зданиях и сооружениях произошло 154 978 пожаров (32,9%), на транспортных средствах - 17 896 ед. (3,8%), на иных объектах - 2 554 ед. (0,5%).

Рисунок 10

Распределение количества пожаров по основным объектам

На здания и сооружения пришлось наибольшее число погибших людей на пожарах - 8 194 чел., что составило 95,7% от общего количества погибших по стране (рис. 11). На пожарах, объектами которых становились транспортные средства, погибло 108 чел. (1,3%), объекты на открытых территориях - 42 чел. (0,5%), иные объекты - 215 чел. (2,5%).

Рисунок 11

Распределение количества погибших на пожарах
по основным объектам

Наибольшее количество пожаров в зданиях и сооружениях пришлось на здания жилого назначения, надворные постройки - 117 804 ед., что составило 76,0% от общего числа пожаров в зданиях и сооружениях (рис. 12). Больше всего людей погибло также на пожарах в зданиях жилого назначения и надворных постройках - 7 705 чел. (94,0% от общего числа погибших в зданиях и сооружениях) (рис. 13).

Рисунок 12

Распределение количества пожаров в зданиях
и сооружениях по объектам

Рисунок 13

Распределение количества погибших людей в зданиях
и сооружениях по объектам

Основной причиной возникновения пожаров в 2019 г. являлось неосторожное обращение с огнем. По этой причине произошло 336 168 пожаров (71,3% от общего количества по России (рис. 14). Значительное количество пожаров произошло по причине нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования - 49 638 ед. (10,5% от общего количества пожаров), нарушения правил устройства и эксплуатации печей и дымовых труб - 27 122 ед. (5,8%).

Рисунок 14

Распределение количества пожаров по основным причинам

Основной причиной возникновения пожаров в зданиях, сооружениях являлось неосторожное обращение с огнем. По этой причине произошло 59 483 пожаров (38,4% от общего количества пожаров в зданиях, сооружениях) (рис. 15).

Значительное количество пожаров в зданиях, сооружениях произошло по причине нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования - 48 152 ед. (31,1% от общего количества пожаров), нарушения правил устройства и эксплуатации печей и дымовых труб - 26 951 ед. (17,4%).

Рисунок 15

Распределение количества пожаров в зданиях, сооружениях
по основным причинам

В городской местности Российской Федерации за 12 месяцев 2019 г. зарегистрировано (рис. 16):

- 265 731 пожар (246,6% к АППГ);

- прямой материальный ущерб, причинен в размере 12 174,3 млн. руб. (28,3%);

- погибло 4 312 человек (11,9%), в том числе 183 ребенка (-20,1%);

- получили травмы 6 286 человек (-5,5%).

На городскую местность пришлось 56,4% от общего количества пожаров, 67,0% материального ущерба, 50,4% числа погибших при пожарах людей и 66,4% травмированных.

Рисунок 16

Количество пожаров и их последствия в городской местности

В сельской местности зарегистрировано (рис. 14):

- 205 695 пожаров (272,8% к АППГ);

- прямой материальный ущерб причинен в размере 5 996,0 млн. руб. (- 0,5%);

- погибло 4 247 человек (4,7%), в том числе 223 ребенка (5,7%);

- получили травмы 3 175 человек (6,3%).

На сельскую местность пришлось 43,6% от общего количества пожаров, 33,0% материального ущерба, 49,6% числа погибших на пожарах людей и 33,6% травмированных.

Рисунок 14

Количество пожаров и их последствия в сельской местности

В целях предупреждения пожаров в Российской Федерации и предотвращения гибели людей на пожарах, для снижения количества нарушений требований пожарной безопасности и устранения причин и условий способствующих их возникновению, организациям и гражданам необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, своевременно обучать работников организаций мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В МЧС России организована работа по выявлению устаревших, избыточных, дублирующих обязательных требований. В этих целях разработан и утвержден соответствующий План-график на 2017 - 2020 годы.

Внесение изменений в обязательные требования пожарной безопасности осуществляется на плановой основе по результатам систематической оценки нормативных документов с экспертным сообществом.

По результатам мониторинга практики применения Правил противопожарного режима в Российской Федерации приняты постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 года N 248, от 07.03.2019 N 248, от 20.09.2019 N 1216 о внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, направленные на совершенствование отдельных положений Правил, а также приведение их в соответствие с передовыми достижениями науки и техники в области пожарной безопасности. В частности, предусматривается приведение различных терминов и определений, содержащихся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствие с терминологией, установленной Федеральными законами "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и "О пожарной безопасности", а также иными нормативными правовыми актами и нормативными документами в области пожарной безопасности (такие как: объект защиты, организация, граждане, территория общего пользования, пожарные запорные клапаны и др.).

Расширен перечень категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, для которых предусматривается необходимость разработки дополнительной инструкции о мерах пожарной безопасности. Это изменение направленно на приведение указанных требований в соответствие с ранее действовавшими нормами (ППБ 01-93, ППБ 01-03), а также на обеспечение пожарной безопасности объектов производственного и складского назначения. Данная инструкция разрабатывается собственником, согласованию с федеральным государственным пожарным надзором не подлежит и не требует дополнительных финансовых затрат.

Конкретизированы необходимые требования для мест с массовым пребыванием людей, в том числе детей, а также меры пожарной безопасности на производственных объектах. В частности, на объектах с ночным пребыванием людей конкретизирована категория лиц, для которой должны быть предусмотрены средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.

Уточняются и приводятся в соответствие с действующими нормативными документами по пожарной безопасности требования по огнестойкости зданий для летнего детского отдыха.

Устраняются устаревшие ссылки на массу и объем огнетушителей. В качестве критериев выбора количества и типа огнетушителей вводятся огнетушащая способность (ранг) огнетушителей из действующих нормативных документов, защищаемая площадь (в зависимости от огнетушащей способности (ранга огнетушителя), категории помещений.

В 2019 году в рамках реализации Плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 N 20-р, а также с учетом проводимой работы представителей МЧС России в экспертных рабочих группах при Минюсте России в рамках реализации паспорта приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" подготовлены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390. В частности, устанавливаются требования при курении, использовании открытого огня в жилых помещениях, а также в местах общего пользования. Указанные требования направлены на обеспечение возможности привлечения органами дознания федеральной противопожарной службы к ответственности лиц, допустивших возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение вреда здоровью человека.

Кроме того, перед началом общественных мероприятий на объектах с массовым пребыванием людей предусматривается необходимость информирования посетителей о правилах пожарной безопасности в части порядка их действий в случае возникновения пожара, направлениях эвакуационных путей и выходов, а также расположении первичных средств пожаротушения.

Внесение указанного изменения обусловлено необходимостью реализации превентивных мероприятий по обеспечению безопасности людей, в том числе по результатам трагических событий в г. Кемерово.

Таким образом, устраняется неполный перечень современных типов огнетушителей и собственнику объекта защиты предоставлена возможность самостоятельно осуществлять выбор и оснащение первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в зависимости от климатических условий эксплуатации, а также от обращающихся горючих веществ и материалов, и в соответствии с классом пожара и рангом модельного очага пожара.

Для установления на единой территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) единых обязательных для применения и исполнения требований к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 N 40 принят технический регламент Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) (далее - ТР ЕАЭС 043/2017), который вступил в силу с 01.01.2020.

В развитие ТР ЕАЭС 043/2017 в течение 2019 года приняты:

Программа по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденная Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.05.2019 N 81;

Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия (сведений о документе об оценке соответствия) требованиям технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 08.10.2019 N 170;

Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ЕАЭС 043/2017 и Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ЕАЭС 043/2017 и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденные Решением Коллегии ЕЭК от 19.11.2019 N 200.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 N 1824 установлено, что МЧС России является уполномоченным органом Российской Федерации, осуществляющим государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ЕАЭС 043/2017.

В рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации МЧС России поддержаны законодательные инициативы группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) по внесению изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора (проект федерального закона N 518816-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора" (далее - законопроект). Законопроект направлен на развитие системы обеспечения пожарной безопасности, а именно:

вводятся определения "объект с массовым пребыванием людей" и "помещение с массовым пребыванием людей";

устанавливается, что на объектах с массовым пребыванием людей федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора с участием должностных лиц органов государственного пожарного надзора;

предусматривается возможность проведения проверок органами государственного пожарного надзора в отношении объектов защиты в целом, включая всех лиц, осуществляющих деятельность на данных объектах;

органы государственного пожарного надзора наделяются полномочиями по проведению плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий, земельных участков, а также зданий, строений и сооружений, относящихся к объектам защиты в процессе их эксплуатации;

предусматривается участие МЧС России в аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации в области пожарной безопасности;

вносятся изменения, устанавливающие сроки предоставления декларации пожарной безопасности и необходимость предоставления уточненной декларации при изменении сведений, содержащихся в декларации, а также при смене собственника или иного законного владельца объекта.

В рамках реализации основ государственной политики в области пожарной безопасности до 2030 года и дальнейшей концентрации усилий органов государственного пожарного надзора в отношении объектов защиты, характеризующихся повышенными рисками, МЧС России подготовлены изменения в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, предусматривающие введение в риск-ориентированную модель категории "чрезвычайно высокий риск", количество категорий риска увеличено до шести (постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 N 1303).