5.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок

5.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения
законодательства в области государственный надзор
во внутренних водах и в территориальном море
Российской Федерации за маломерными судами,
используемыми в некоммерческих целях, и базами
(сооружениями) для их стоянок

Таблица 6

N п/п
Содержание вопроса
Содержание ответа
1.
В каком порядке назначается административное наказание за нарушение правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
В соответствии со статьей 19.22 КоАП за нарушение правил государственной регистрации судов всех видов, либо невыполнение собственником судна в установленный законодательством Российской Федерации срок обязанности по государственной регистрации судна в одном из реестров судов Российской Федерации, если такой срок установлен, или невыполнение собственником судна обязанности по информированию органа государственной регистрации таких судов об изменении сведений, подлежащих внесению изменений в реестр судов Российской Федерации устанавливается административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 19.22 КоАП. Производство по делам об административных правонарушениях по указанному составу в соответствии со статьей 23.40 КоАП, в пределах своей компетенции, возложено на органы ГИМС МЧС России. Данная норма введена Федеральным законом от 19.12.2016 N 440-ФЗ.
В отношении собственников маломерных судов, используемых в некоммерческих целях Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (статья 41) и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (пункт 7 статьи 19) установлена обязанность в течение двух недель информировать орган ГИМС МЧС России об изменении сведений, вносимых в реестр маломерных судов.
Такими сведениями могут быть:
имя, гражданство и адрес собственника (собственников);
доля каждого из сособственников в общей долевой собственности, если имеется несколько собственников;
имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна;
имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему;
иные сведения, ранее внесенные в реестр маломерных судов, изменение которых возможно только по воле собственника (собственников) или с его (их) ведома.
При нарушении собственником судна срока информирования об изменении указанных сведений, должностные лица ГИМС МЧС России уполномочены привлекать его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.22 КоАП.
Протокол об административном правонарушении предусмотренный частью 2 статьи 19.22 КоАП может быть составлен при выявлении административного правонарушения, во время проведения мероприятий по надзору за безопасностью эксплуатации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, при наличии на борту собственника судна, а также при обращении собственника маломерного судна в орган ГИМС МЧС России для внесения изменений в реестр маломерных судов после истечения установленного срока.
При отсутствии собственника судна на месте выявления административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.22 КоАП собственнику судна направляется извещение о необходимости явиться в орган ГИМС МЧС России для составления протокола по указанному составу административного правонарушения статья 25.15 КоАП, а при его неявке протокол составляется в его отсутствие, в порядке предусмотренном статьей 28.2 КоАП.
Основанием для возбуждения административного производства является несоответствие паспортных и иных личных данных собственника, судовладельца или доверительного управляющего, в том числе содержащиеся в генеральной доверенности судоводителю либо иному лицу для совершения регистрационных действий с маломерным судном, данным, содержащимся в судовом билете маломерного судна.
Вместе с тем, как свидетельствует судебная практика, существенной проблемой для правоприменителя будет являться несвоевременное выявление правонарушения, предусмотренного статьей 19.22 КоАП, поскольку подобные правонарушения квалифицируются судебными органами как не длящиеся (т.е. простые).
Отмечено, что в большинстве случаев судебные органы выносят решения о прекращении производства за аналогичные правонарушения, предусмотренные главой 19 КоАП по основанию пропуска сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. ч. 1 и 2 статьи 4.5 КоАП.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как указано в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся, является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует иметь учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду. Что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В связи с тем, что судебные органы рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.22 КоАП не уполномочены, при пропуске срока вынесения постановления по делу (два месяца, статья 4.5 КоАП) виновные лица могут опротестовать постановление по делу, вынесенное должностным лицом ГИМС МЧС России с нарушением сроков, в том числе и в судебном порядке.
(В соответствии с разъяснениями Пензенского областного суда от 16 марта 2013 г. N 1-730).
2.
Какое наказание предусмотрено за управление маломерным судном не подлежащим государственной регистрации и для управления которым удостоверение на право управления не требуется в состоянии опьянения
В отношении лица управлявшего маломерным судном, в состоянии опьянения предусмотрено наказание в виде административного штрафа или лишения права управления маломерным судном (статья 11.9 КоАП). При этом наказание в виде лишения права управления назначается только судьей (статья 3.8 КоАП). В отношении лица управлявшего маломерным судном, не подлежащим государственной регистрации, в состоянии опьянения санкция в виде лишения права управления маломерным судном не применяется.
3.
В каких случаях применяется мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания маломерного судна, используемого в некоммерческих целях.
При совершении административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 11.8 КоАП (управление маломерным судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления), частью 3 статьи 11.8 КоАП (управление маломерным, подлежащим государственной регистрации, не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация), частью 1 статьи 11.8.1 (управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном) и статьей 11.9 КоАП (управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения) в качестве меры обеспечения производства по делу применяется задержание транспортного средства, в том числе маломерного судна (статья 27.13 КоАП).
При этом должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению водителя (судоводителя) (статья 27.12 КоАП).
Перечень неисправностей маломерного судна, с которыми запрещена его эксплуатация поименован в пункте 9 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 502. Учитывая разнообразие типов и моделей судов, используемых на водных объектах Российской Федерации, а также ограничений, установленных для таких судов при классификации и освидетельствовании, перечень возможных неисправностей, с которыми запрещена его эксплуатация, для каждого маломерного судна будет индивидуальным. При решении вопроса о наличии тех или иных неисправностей остановленного маломерного судна, с которыми запрещена его эксплуатация необходимо строго исходить из общих задач и принципов законодательства об административных правонарушениях, в том числе презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП).
Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденным приказом МЧС России от 18.10.2012 N 607 (далее - административный регламент) предусмотрены, случаи, при которых задержание маломерных судов не применяется. В соответствии с пунктом 3.22 административного регламента маломерное судно не задерживается в случаях предоставления удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым маломерным судном в отсутствие владельца; предоставления для управления маломерным судном иного лица, при отсутствии оснований для его отстранения от управления маломерным судном до начала перемещения задерживаемого маломерного судна на специализированную стоянку.
Вместе с тем, устранить на месте причину задержания в виде управления маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, без исключения маломерного судна из процесса перевозки людей и грузов на месте совершения административного правонарушения невозможно.
Следует отметить, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (статья 27.1 КоАП).
Учитывая изложенное, задержание и перемещение маломерного судна на специализированную стоянку для хранения при остановке маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, не зарегистрированного в установленном порядке, либо имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация может не применяться при соблюдении всех следующих условий:
имеется возможность исключения маломерного судна из процесса перевозки людей и грузов путем подъема такого судна на берег с помощью автотранспортных средств или иным способом в непосредственной близости от места остановки маломерного судна;
лицо, управляющее маломерным судном предоставляет документы, удостоверяющие личность;
лицо, управляющее маломерным судном, подлежащим государственной регистрации, предоставляет документы, подтверждающие право владения, таким судном;
лицо, управляющее маломерным судном отстраняется от его управления;
оформляются все необходимые процессуальные документы;
лицо, управляющее маломерным судном обеспечивает его полный подъем из воды собственными силами в течение 40 минут (пункт 2.7 административного регламента) с момента остановки маломерного судна.
Выдача задержанного маломерного судна со специализированной стоянки осуществляется в соответствии со статьей 27.13 КоАП после вынесения постановления (определения) по делу об административном правонарушении на основании письменных разрешений должностных лиц ГИМС МЧС России.
Выдача со специализированной стоянки задержанного маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, не зарегистрированного в установленном порядке, либо имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация путем выхода судна в плавание не допускается.
4.
Каким образом при осуществлении мероприятий по надзору должностные лица ГИМС МЧС России проводят замеры на превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
В соответствии со статьей 23.40 КоАП органы ГИМС МЧС России рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23 (в части выпуска в эксплуатацию и эксплуатации маломерных судов с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума).
Между тем, проведение измерений содержания загрязняющих веществ в выбросах, а также проведение измерений уровня шума при эксплуатации маломерных судов (в условиях подвижной водной среды) крайне проблематично. Административная практика по данным составам за прошедшие несколько лет отсутствует.
При этом такие измерения проводятся при проведении освидетельствований судов в приемлемых для этого условиях, а за управление маломерным судном не прошедшим освидетельствования, в соответствии со статьей 11.8 КоАП, предусмотрено административное наказание.
5.
Каким образом при осуществлении мероприятий по надзору должностные лица ГИМС МЧС России устанавливают личность судоводителя при отсутствии у него при себе каких-либо документов
В целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении в необходимых случаях должностные лица органов ГИМС МЧС России могут применять необходимые меры для установления личности нарушителя в пределах предоставленных полномочий, в том числе во взаимодействии с органами внутренних дел на основе заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").
6.
Какие требования по комплектованию маломерных судов предъявляются должностными лицами ГИМС МЧС России.
В зависимости от категории сложности района плавания или длины судна, маломерное судно, в том числе не подлежащее государственной регистрации, должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012).
7.
Какие требования предъявляются к маломерным судам, не подлежащим государственной регистрации.
Федеральный закон от 23.04.2012 N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" внес изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части, касающейся требований по регистрации маломерных судов и упростил порядок пользования маломерными судами массой двигателя (в случае установки) до 200 килограмм включительно и мощностью до 8 кВт включительно.
В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 кг. включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно (п. 1.1 ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ).
При плавании на маломерном судне, подлежащем государственной регистрации, на борту судна должны находиться судовые документы: судовой билет (или его копия заверенная в установленном порядке) и судовая роль (ст. 27, 31 КТМ и п. 9 ст. 14 КВВТ).
Также порядок пользования маломерными судами регламентируется Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 N 502 (зарегистрированном в Минюсте России 24.08.2005, регистрационный N 6940) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил "к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами".
Таким образом, при эксплуатации маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, требования к наличию каких-либо регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих наличие права управления таким судном действующим законодательством не предусмотрены.
При этом маломерное судно, не подлежащее государственной регистрации должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012).
8.
Какие статьи КоАП РФ не применяются к судоводителям маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации.
Поскольку отсутствие у судоводителей маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих право управления маломерным судном, не является нарушением, в отношении таких судоводителей, не применяются следующие статьи КоАП, находящиеся в компетенции органов ГИМС МЧС России:
При этом следует отметить, что упрощенный порядок пользования маломерными суднами не подлежащими государственной регистрации не освобождает судоводителей от обязанности соблюдения норм и правил в области общественного порядка, общественной безопасности, охраны окружающей природной среды, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, контроль которых не входит в компетенцию органов ГИМС МЧС России. При выявлении нарушений указанных норм уполномоченные должностные лица, принимают меры административного воздействия, предусмотренные КоАП, а также законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
9.
Как определить массу судна для целей его государственной регистрации.
При определении массы маломерного судна следует руководствоваться ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 "Суда малые. Основные данные." В соответствии с указанным стандартом, масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что пользователь может не устанавливать мотор или установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование с массой, установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.
10.
Кто устанавливает ограничения на пользование маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.
Полномочиями по введению ограничений на пользование водными объектами, в том числе по ограничению на пользование моторными маломерными судами, а также по установлению ответственности за их нарушение в полной мере обладают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые, в каждом случае, принимают решения о целесообразности их введения в зависимости от климатических, географических и иных особенностей территории.
Такие требования содержатся в правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в субъектах Российской Федерации, утверждаемых в соответствии со статьей 25 Водного кодекса Российской Федерации.
За нарушение указанных требований уполномоченные должностные лица принимают необходимые меры, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.