1.4. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований

1.4. Доклад с руководством по соблюдению
обязательных требований

МЧС России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 806) проведена работа по внедрению новых форм и методов работы при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

В целях установления всех поднадзорных объектов и организации эффективного риск-ориентированного планирования и осуществления надзорных мероприятий обеспечена подготовка и опубликование на официальном интернет-портале перечней объектов защиты, а также планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с учетом критериев отнесения объектов к определенной категории риска в соответствии с вновь утвержденной формой.

Все объекты, исходя из класса потенциальной опасности и видов деятельности хозяйствующих субъектов, а также критериев вероятности несоблюдения обязательных требований (динамических показателей повышения (понижения) категорий риска), распределены на 5 категорий.

Основными являются объекты высокого и значительного риска, проверки в отношении которых будут проводиться один раз в 3 и 4 года соответственно.

По своему назначению это учреждения образования, здравоохранения, социальной сферы, детского оздоровительного отдыха, культурного наследия, опасные производственные и критически важные объекты. Сегодня на учете МЧС России их находится 325 тыс.

Объекты защиты, отнесенные к категориям среднего и умеренного риска, общим количеством 1 млн. 600 тыс., планируются для проверки не чаще одного раза в 7 и 10 лет соответственно.

Применение динамических показателей позволило перевести 77 тыс. объектов защиты в более низкую категорию рисков. Свыше 730 тыс. зданий и сооружений попали в низкую категорию риска. Плановые проверки в отношении них осуществляться не будут.

В порядке реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и вышеуказанного Постановления N 806, приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (зарегистрирован в Минюсте России 13.01.2017, регистрационный N 45228). Регламентом определены новые формы и методы проведения надзорных и профилактических мероприятий, в том числе в форме правового просвещения и информирования, а также мероприятий без взаимодействия с подконтрольными субъектами, чего не было ранее.

Распоряжением МЧС России от 10.10.2016 N 448 утверждены перечни сезонных профилактических операций по предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожаров.

В субъектах Российской Федерации с учетом специфики возможных рисков разработаны и размещены на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации типовые программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах.

Дальнейшая работа по внедрению новых форм и методов работы осуществляется с учетом реализации приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

Проведен значительный объем работы в области технического регулирования пожарной безопасности.

По результатам мониторинга практики применения Правил противопожарного режима в Российской Федерации приняты постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 года N 947, от 30 декабря 2017 года N 1717, от 24 декабря 2018 года N 1644 о внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, направленные на совершенствование отдельных положений Правил, а также приведение их в соответствие с передовыми достижениями науки и техники в области пожарной безопасности.

Внесенные изменения направлены на совершенствование отдельных положений вышеуказанных Правил, а также приведение их в соответствие с передовыми достижениями науки и техники в области пожарной безопасности.

Используемые термины и определения приведены в соответствие с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, Федеральным законом "О пожарной безопасности" и нормативными документами по пожарной безопасности.

Конкретизируются необходимые требования для мест с массовым пребыванием людей, в том числе детей, а также меры пожарной безопасности на производственных объектах и многое другое.

Устраняются устаревшие ссылки на массу и объем огнетушителей. В качестве критериев выбора количества и типа огнетушителей вводятся огнетушащая способность (ранг) огнетушителей из действующих нормативных документов, защищаемая площадь (в зависимости от огнетушащей способности (ранга огнетушителя), категории помещений.

Таким образом, устраняется неполный перечень современных типов огнетушителей и собственнику объекта защиты предоставлена возможность самостоятельно осуществлять выбор и оснащение первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в зависимости от климатических условий эксплуатации, а также от обращающихся горючих веществ и материалов, и в соответствии с классом пожара и рангом модельного очага пожара.