2.5. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований

2.5. Доклад с руководством по соблюдению
обязательных требований

В целях урегулирования отношений, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного надзора в области гражданской обороны, в основу которых положены принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проведена следующая работа.

Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", закрепляющие основы осуществления надзорных мероприятий в области гражданской обороны.

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007 "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны", определяющее порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в соответствующей сфере деятельности.

Постановлением установлен набор средств и механизмов проведения профилактической работы, а также реализуемых органами, осуществляющими федеральный государственный надзор, механизмов при проведении данной работы мероприятий.

К числу профилактических мероприятий отнесены: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, осуществление консультирования и профилактический визит.

Постановлением утвержден актуализированный порядок и критерии отнесения объектов надзора к определенным категориям риска.

Так, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в области гражданской обороны осуществляются исключительно в отношении следующих категорий граждан и организаций:

граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты;

граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

граждан и организаций оборонно-промышленного комплекса;

граждан и организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

граждан и организаций, владеющих и (или) пользующихся (в том числе имеющих на своем балансе) защитными сооружениями гражданской обороны;

граждан и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий федерального, регионального, местного уровней по гражданской обороне;

граждан и организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы).

Предусматриваемый перечень реализуемых контрольных (надзорных) мероприятий включает инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарную проверку, выездную проверку, а также выездное обследование.

Устанавливаемый набор контрольных (надзорных) мероприятий позволит сократить издержки контролируемых лиц в рамках проводимых мероприятий, а также обеспечит эффективное использование имеющихся ресурсов органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, сконцентрировав их усилия на объектах надзора повышенных категорий рисков.

В указанное постановление внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2109 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в части установления ключевых показателей, необходимых для адекватной и обоснованной оценки результативности и эффективности деятельности МЧС России по федеральному государственному надзору в области гражданской обороны.

В целях осуществления мониторинга контрольной (надзорной) деятельности в области гражданской обороны, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения утвержден приказ МЧС России от 16.09.2021 N 614 "Об утверждении индикативных показателей для федерального государственного надзора в области гражданской обороны" (зарегистрировано Минюстом России 21.10.2021, регистрационный N 65530).

Утвержденные индикативные показатели используются при подготовке ежегодного доклада о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, осуществляемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".

МЧС России утвержден приказ от 25.10.2021 N 726 "Об утверждении форм документов, используемых при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" (зарегистрировано Минюстом России 22.12.2021, регистрационный N 66480).

Утвержденные формы документов необходимы для организации деятельности органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, в части учета объектов надзора, организации и проведения профилактических мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, оформления результатов контрольных (надзорных) мероприятий.

Приказом МЧС России от 26.10.2021 N 730 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" (зарегистрировано Минюстом России 01.12.2021, регистрационный N 66173) установлен индикатор риска "Выявление факта снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны, которым владело и (или) пользовалось (в том числе имело на своем балансе) контролируемое лицо, при отсутствии сведений об иных защитных сооружениях гражданской обороны, которыми владеет и (или) пользуется (в том числе имеет на своем балансе) контролируемое лицо".

Соответствующий индикатор риска характеризует соответствие или отклонение от параметров деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при этом сам по себе не является нарушением обязательных требований в области гражданской обороны, но с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии такого нарушения и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Выявление индикатора риска является основанием для принятия решения о проведении органом, осуществляющим федеральный государственный надзор, внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении соответствующего контролируемого лица.

Ввиду проведенной актуализации нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в области гражданской обороны, утвержден приказ МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" (зарегистрировано Минюстом России 24.02.2022, регистрационный N 67455).

Приказ устанавливает форму проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований) в целях его использования при осуществлении федерального государственного надзора и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Контрольные вопросы, предусматриваемые формой проверочного листа, основаны на положениях Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования в области гражданской обороны.

Также с учетом новых подходов к организации профилактической работы, установленных положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", разработана и утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области гражданской обороны при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны на 2022 год.

В истекшем году проведена следующая работа по актуализации обязательных требований в области гражданской обороны.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 октября 2021 г. N 100 принят Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021), который вступает в силу 1 июня 2023 года.

Технический регламент разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выпускаемой в обращение на таможенной территории Союза.

В целях приведения в соответствие с действующей нормативной правовой базой в области гражданской обороны изданы принят Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021), который вступает в силу 1 июня 2023 года.

Технический регламент разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выпускаемой в обращение на таможенной территории Союза.

В целях приведения в соответствие с действующей нормативной правовой базой в области гражданской обороны изданы приказы МЧС России:

от 05.10.2021 N 669 "О внесении изменений в Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденный приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701" (зарегистрирован Минюстом России 17.11.2021 N 65873) - устранение противоречий с N 28-ФЗ.

от 17.12.2021 N 874 "О внесении изменений в Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденное приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687" (зарегистрирован Минюстом России 17.02.2021 N 67322).

МЧС России утверждены методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями от 29.12.2021 N 2-4-71-12-11, в целях обеспечения единого методического подхода федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

МЧС России рекомендует руководствоваться методическими рекомендациями при разработке своих нормативных актов, определяющих номенклатуру и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

МЧС России утверждены Методические рекомендации по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне от 02.12.2021 N МР-ВЯ-1, которые не нарушают и не ограничивают установленные законодательством полномочия организаций по определению состава, численности и оснащения НАСФ и НФГО, при этом содержат отдельные рекомендательные положения по оптимизации данной работы, а также обобщают требования нормативных правовых актов в части создания и функционирования НАСФ и НФГО.