Статья 5.14 КоАП РФ. Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, общероссийскому голосованию
Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, общероссийскому голосованию
Умышленное уничтожение или повреждение информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, общероссийскому голосованию, либо агитационного материала, размещенного в соответствии с законом, вывешенного на здании, сооружении или ином объекте в период избирательной кампании, кампании референдума или в период подготовки и проведения общероссийского голосования, либо нанесение надписей или изображений на такой материал -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Комментарий к статье 5.14 КоАП РФ
Комментируемая ст. 5.14 КоАП РФ устанавливает ответственность за умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму.
Объектом правонарушения по ст. 5.14 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, в частности, регулируемые соответствующим федеральным законодательством отношения по проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
Статьей 5.14 КоАП РФ предусмотрено 2 состава правонарушения:
1) умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов;
2) нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы.
Объективная сторона правонарушения по ст. 5.14 КоАП РФ состоит в совершении вышеуказанных действий.
Порядок размещения агитационных печатных материалов, а также информационных материалов избирательных комиссий, комиссий референдума на зданиях, сооружениях или иных объектах установлен п. п. 7 и 8 ст. 54 Закона N 67-ФЗ.
Исходя из вышеуказанных пунктов следует, что органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией.
Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума.
Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов.
Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.
Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных п. 7 данной статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов.
Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.
При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
При этом не будет являться правонарушением по ст. 5.14 КоАП РФ уничтожение либо повреждение агитационных материалов, вывешенных в местах, где их размещение запрещено законом, в частности на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п. 10 ст. 54 Закона N 67-ФЗ, ч. 11 ст. 68 Закона N 20-ФЗ, п. 9 ст. 55 Закона N 19-ФЗ) (Протокол заседания ЦИК России от 27.09.2006 N 187-4-4 "О Рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями").
Субъектами правонарушения являются физические лица, в том числе не достигшие 18 лет.
Субъективная сторона правонарушения по ст. 5.14 КоАП РФ характеризуется лишь умышленной виной в форме прямого умысла.
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е.
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1"
Издательство "РосБух", 2019 год