ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ВОПРОСАМ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 1964 г. N 431/25

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ
ВАГОНОВ-РЕСТОРАНОВ И РАБОТНИКОВ СУДОВЫХ РЕСТОРАНОВ МОРСКОГО
И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА, РАБОТНИКОВ ВАГОНОВ-ЛАВОК И ДРУГИХ
АНАЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Во исполнение Постановления Центрального комитета КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. N 620 Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:

Утвердить Положение о рабочем времени и времени отдыха работников вагонов-ресторанов и работников судовых ресторанов морского и речного транспорта, работников вагонов-лавок и других аналогичных предприятий торговли и общественного питания согласно Приложению.

Заместитель Председателя
Государственного комитета Совета
Министров СССР по вопросам труда
и заработной платы
С.НОВОЖИЛОВ

Секретарь
Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов
В.ПРОХОРОВ

Приложение
к Постановлению
Государственного комитета Совета
Министров СССР по вопросам труда
и заработной платы и Секретариата
Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов
от 12 сентября 1964 г. N 431/25

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ
ВАГОНОВ-РЕСТОРАНОВ И РАБОТНИКОВ СУДОВЫХ РЕСТОРАНОВ МОРСКОГО
И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА, РАБОТНИКОВ ВАГОНОВ-ЛАВОК И ДРУГИХ
АНАЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Настоящее Положение распространяется на работников предприятий торговли и общественного питания, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер (вагонов-ресторанов, купе-буфетов, вагонов-лавок и прочей подвижной торговой сети, а также работников судовых ресторанов, баров, буфетов и других предприятий торговли и общественного питания на судах морского и речного транспорта).

I. Рабочее время

1. Для работников вагонов-ресторанов, купе-буфетов, вагонов-лавок и работников прочей подвижной торговой сети, а также работников судовых ресторанов, баров, буфетов и других предприятий торговли и общественного питания на судах морского и речного транспорта, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, устанавливается суммированный (потурный или за навигационный период) учет рабочего времени из расчета 7-часового рабочего дня, при 41-часовой рабочей неделе. При этом продолжительность работы в ночное время уравнивается с дневной.

Суммированный учет рабочего времени вводится по решению организации, в ведении которой находится предприятие торговли и общественного питания, согласованному с соответствующим (областным, краевым, республиканским, бассейновым, дорожным) комитетом профсоюзов.

2. Максимальная продолжительность рабочего дня в пути следования указанных в пункте 1 работников не должна превышать 14 часов в сутки.

Учет времени, отработанного каждым работником сверх нормальной продолжительности рабочего дня, ведется ежедневно в специальной ведомости (табеле). Ответственность за правильность ведения ведомости (табеля) возлагается на руководителя предприятия (его заместителя) или организации, в ведении которой находится данное предприятие.

3. Для отдельных категорий работников допускается дробление рабочего дня на несколько частей (перерывы определяются расписанием, утвержденным руководителем предприятия, организации).

Число перерывов не должно быть более трех, включая перерывы для отдыха и приема пищи. Продолжительность каждого перерыва должна быть не менее 30 минут, а время непрерывного отдыха в течение суток - не менее 8 часов.

4. Вынужденный простой работников во время стоянки поездов (судов) на конечных пунктах следования, совпадающий с рабочим временем в пути, учитывается как рабочее время и оплачивается как простой в соответствии с КЗОТом РСФСР и других союзных республик в размере 50 процентов повременной тарифной ставки (оклада), а для рабочих, которым установлены единые тарифные ставки для рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков, - в половинном размере от 75 процентов установленной тарифной ставки.

5. В случаях когда рабочее время работника не заполнено выполнением обязанностей по занимаемой должности (работе), то администрация по согласованию с местным комитетом профсоюза может помимо основных обязанностей возложить на него дополнительно другую работу (без дополнительной оплаты).

Выполнение дополнительной работы не должно вызывать удлинение рабочего времени данного работника.

6. Для административных работников, работа которых по своему характеру не поддается заранее точному учету во времени, устанавливается ненормированный рабочий день.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается министерствами (ведомствами) по согласованию с соответствующим ЦК профсоюза.

Учет рабочего времени и времени отдыха указанных работников ведется на общих основаниях с другими работниками предприятий торговли и общественного питания, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер. Часы переработки сверх графиков (расписаний) у этих работников в рабочее время не засчитываются.

7. Работа в праздничные дни допускается для всех работников, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер.

II. Графики работы

8. Время начала и окончания работы и отдыха работников определяется графиком (расписанием), устанавливаемым администрацией по согласованию с местной профсоюзной организацией, причем графики (расписания) устанавливаются на срок не менее одного месяца и объявляются работникам не позднее чем за три дня до начала работы.

В случаях, когда начало и окончание работы назначаются вне места постоянной работы (сборного пункта), находящегося на расстоянии не менее 100 км от постоянного сборного пункта, время следования от сборного пункта до места работы и обратно включается в рабочее время и оплачивается из расчета тарифной ставки (оклада), но не более как за 7 часов в сутки.

9. Прием и сдача материальных ценностей работниками включаются в их рабочее время. Нормы времени на прием и сдачу устанавливаются администрацией по согласованию с профсоюзной организацией.

10. В случаях необходимости, как-то: назначения дополнительных специальных поездов вне графика, а также во избежание неотправлений вагонов-ресторанов, вагонов-лавок и других подвижных объектов в рейс по расписанию из-за невыхода бригад или отдельных работников, допускается досрочный вызов работников на работу, но не ранее, как после использования ими 50 процентов времени отдыха за предшествующую работу.

Недоиспользованное количество дней отдыха в этих случаях предоставляется работникам путем соответствующего увеличения отдыха после последующих поездок.

11. При потурной системе учета работы для работников вагонов-ресторанов, купе-буфетов и вагонов-лавок учетным периодом (турой) считается время с момента явки на работу для поездки до момента явки на работу после отдыха в пункте постоянной работы. Количество выездов (рейсов) работников устанавливается администрацией по согласованию с местным комитетом профсоюза. При этом общая продолжительность пребывания работников в поездках не должна превышать 25 суток подряд, за исключением рейсов с поездами специального назначения.

12. Суммированный учет рабочего времени работников ресторанов, баров, буфетов и других предприятий торговли и общественного питания на судах морского и речного транспорта ведется за период навигации, с момента ввода судна в эксплуатацию и до вывода его из эксплуатации или прекращения функционирования указанных торговых точек.

В период навигации этим работникам администрация может предоставить дни еженедельного отдыха в пунктах стоянки, а также в пути следования.

III. Порядок предоставления отдыха

13. Время, отработанное сверх нормальной продолжительности рабочего дня при потурном или за период навигации учете рабочего времени, компенсируется по окончании туры (периода навигации) предоставлением работнику дополнительных дней отдыха (отгулов).

При потурном или за период навигации учете рабочего времени продолжительность отдыха определяется путем умножения числа часов работы за поездку (туру или за период навигации) на коэффициент 2,51 и вычитанием из полученного произведения числа часов отдыха, использованных за время поездки, при этом к неиспользованному времени отдыха прибавляются приходящиеся по календарю воскресные и праздничные дни за туру или за период навигации.

Примечание. Коэффициент 2,51 образуется путем деления недельной нормы часов отдыха в рабочие дни недели на недельную норму часов рабочего времени (103 часа : 41 час = 2,51).

Пример:

Расчет
рабочего времени и времени отдыха бригады работников
вагона-ресторана N 618 поезда N 82/81 за рейс
Москва - Владивосток - Москва

1. Начало приема вагона-ресторана     - 3 июля 1964 г. в 9 часов
2. Отправление в рейс Москва -
   Владивосток - Москва               - 3 июля 1964 г. в 18 часов
3. Прибытие поезда из рейса в Москву  - 18 июля 1964 г. в 6 часов
4. Окончание сдачи вагона-ресторана   - 18 июля 1964 г. в 13 часов
5. Общее время нахождения бригады
   в рейсе с 9 часов 3 июля до
   13 часов 18 июля 1964 г.           - 364 часа

┌────────────────────────────────────┬───────┬─────┬─────────────┐
│                                    │Дата   │Всего│ В том числе │
│                                    │нахож- │часов├───────┬─────┤
│                                    │дения в│     │рабочих│нера-│
│                                    │рейсе  │     │       │бочих│
├────────────────────────────────────┼───────┼─────┼───────┼─────┤
│1. Время от начала приемки вагона-  │3/VII  │   9 │    7  │   2 │
│ресторана до момента отправления    │       │     │       │     │
│поезда в рейс Москва - Владивосток  │       │     │       │     │
│                                    │       │     │       │     │
│2. Время нахождения в пути с момента│3 - 18/│ 348 │  201  │ 147 │
│отправления в рейс Москва -         │VII    │     │       │     │
│Владивосток до прибытия поезда      │       │     │       │     │
│обратно в Москву                    │       │     │       │     │
│                                    │       │     │       │     │
│3. Время с момента возвращения      │18/VII │   7 │    4  │   3 │
│поезда в Москву до момента окончания│       │     │       │     │
│сдачи вагона-ресторана              │       │     │       │     │
├────────────────────────────────────┼───────┼─────┼───────┼─────┤
│Итого                               │       │ 364 │  212  │ 152 │
└────────────────────────────────────┴───────┴─────┴───────┴─────┘

Расчет полагающегося отдыха после рейса:

Число часов работы за поездку   - 212 час. x 2,51 = 532 час.
Число часов полагающегося отдыха
за исключением нерабочего
времени за время рейса          - 532 час. - 152 час. = 380 час.
Число дней отдыха               - 380 час. : 24 = 15 суток 20 час.
                                  или 16 дней
Выходные дни за время рейса     - 2 дня
(5/VII и 12/VII)
__________________________________________________________________
Итого отдыха                    - 18 дней

Выход на работу 6 августа 1964 г.

Поскольку на дни отдыха приходятся три воскресных дня отдыха (19 и 26 июля и 2 августа), отдых удлиняется на 3 дня. Выход на работу переносится на 9 августа 1964 г. Но так как 9 августа 1964 г. - воскресенье, то выход на работу устанавливается 10 августа 1964 г.

14. При обслуживании пассажиров лоточниками в пригородных поездах, речных и морских судах местного сообщения время нахождения этих работников в пункте оборота до 1 часа считается рабочим временем.

15. Как правило, отдых работникам должен быть предоставлен полностью в течение туры. В исключительных случаях, когда отдых в предшествующей туре не был предоставлен полностью, работники могут быть направлены дополнительно еще в один рейс с соблюдением условий, предусмотренных в п. 10 настоящего Положения.

16. В период массовых пассажирских перевозок работникам вагонов-ресторанов и купе-буфетов предоставляется отдых по месту постоянной работы в размере не менее 50 процентов времени, полагающегося по норме, но не менее двух суток.

Сокращение нормы отдыха за время работы в период массовых перевозок компенсируется соответствующим увеличением отдыха в другой период времени.

17. Оплата работников за дополнительные дни отдыха (отгула), не использованные ими в период массовых перевозок (навигации) и перенесенные на осенне-зимний (межнавигационный) период на время резкого сокращения объема работы, производится из расчета тарифной ставки (оклада) на день предоставления отгула без учета премий, которые выплачиваются полностью по окончании того месяца, за который они были начислены.

18. Работникам, увольняющимся с работы, дата увольнения указывается с учетом дополнительных дней отдыха (отгулов).

В случаях увольнения в связи с призывом в Советскую Армию, переводом на другую работу, поступлением в учебное заведение, переходом на пенсию, увольнением по сокращению штатов и по другим уважительным причинам дата увольнения может быть указана до окончания положенного отгула.

19. При увольнении работника ему выплачивается единовременно причитающаяся заработная плата, начисленная за все переработанные часы сверх нормального рабочего времени в период массовых перевозок и перенесения для выплаты на осенне-зимний (межнавигационный) период.

20. Работникам вагонов-ресторанов, купе-буфетов и вагонов-лавок, вышедшим на работу по окончании установленного им времени отдыха (отгула) и не направленным в поездку (рейс), должна быть предоставлена любая другая временная работа, близкая по его специальности.

21. В зимний (межнавигационный) период во время резкого сокращения объема работы администрация может предоставлять работникам вагонов-ресторанов, купе-буфетов, работникам судовых ресторанов, буфетов, баров и других предприятий торговли и общественного питания на судах морского и речного транспорта и других аналогичных предприятий торговли и общественного питания по их просьбе отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до трех месяцев.

В период отпуска без сохранения заработной платы эти работники могут поступить на временную работу в другие предприятия, учреждения и организации с предъявлением справки администрации о предоставленном им отпуске без сохранения заработной платы.

Запись о предоставлении этого отпуска, а также о временной работе в других предприятиях, учреждениях и организациях в трудовой книжке не производится.

В связи с предоставлением указанным работникам отпусков без сохранения заработной платы оплата за время очередных отпусков производится из расчета среднего заработка за фактически отработанное время в данном рабочем году по основному месту работы.

22. Применение суммированного учета рабочего времени для лиц, не достигших 18 лет, беременных женщин, начиная с четырех месяцев беременности, и матерей, кормящих грудью, не допускается.