2.3.2. Платформы и экосистемы

2.3.2. Платформы и экосистемы

Крупнейшие компании, обладая большим объемом информации о своих клиентах, способны предложить им единую среду для получения самого широкого спектра услуг в ответ на основные повседневные потребности на единой технологической платформе.

Кроме того, ведущие игроки формируют целые экосистемы, расширяя не только собственную продуктовую линейку, но и взаимодействуя с поставщиками сервисов из других сфер экономики. При этом возникает синергетический эффект за счет более эффективной обработки клиентской информации и предложения общих сервисов, доступных участникам такой экосистемы.

В рамках экосистемы ее участники также накапливают клиентские данные, что позволяет приобретать им неконкурентные преимущества по сравнению с другими игроками на финансовом рынке.

КЛИЕНТСКАЯ БАЗА КОМПАНИЙ
(МЛН ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ <*>)
Рис. 5

Рисунок (не приводится)

--------------------------------

<*> По данным Reuters на февраль 2020 года.

Источники: сайты компаний.

В международной практике экосистемы, как правило, образуются на базе бигтехов в силу размера их клиентской базы и наличия достаточных финансовых ресурсов. В России построение экосистем часто осуществляется на основе крупных финансовых организаций, обладающих ресурсами и технологической базой.

Платформы и экосистемы способны улучшать клиентский опыт, предоставлять больший выбор продуктов и сервисов на более выгодных условиях. В то же время участие в экосистемах приводит к трансформации рисков финансовых организаций, которые зачастую являются основой экосистем. Формирование экосистем потенциально способно усилить позиции крупнейших компаний, что приведет к росту концентрации на платежном рынке. Кроме того, развитие экосистем влечет за собой ограничение доступа независимых поставщиков услуг к клиентской базе и информации, что негативно влияет на конкуренцию.