2.2. ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ ДЛЯ ГРАЖДАН

2.2. ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ ДЛЯ ГРАЖДАН

Для граждан операции с цифровым рублем могут быть аналогичны использованию электронных кошельков или платежных приложений (pay-сервисов) и осуществляться через специальное приложение или с использованием существующих средств дистанционного банковского обслуживания (онлайн- или мобильные банки). Кроме того, как уже было отмечено, должны быть обеспечены возможности использования цифрового рубля в режиме офлайн, что позволит осуществлять расчеты независимо от наличия доступа к сети Интернет и мобильной связи.

Граждане смогут:

- оперативно пополнять свои средства в цифровом рубле (за счет денежных средств с банковского счета или карты, получения зарплаты, пенсии и т.д.);

- переводить цифровой рубль другим гражданам;

- осуществлять платежи в цифровом рубле в пользу организаций и государства, оплачивать сделки с финансовыми инструментами и цифровыми финансовыми активами, в том числе с использованием смарт-контрактов;

- легко конвертировать средства из цифрового рубля в наличные деньги и безналичные счета в банках, а также обратно;

- обращаться к кошельку с цифровыми рублями через различных финансовых посредников без привязки кошелька к конкретному финансовому посреднику, через которого он был открыт (при условии проведения надлежащей идентификации потребителя).

Дополняя существующие в настоящее время формы денег, цифровой рубль за счет снятия финансовых и временных ограничений на проведение платежей предоставит гражданам новые каналы получения финансовых услуг и повысит финансовую доступность. Цифровой рубль в офлайн-режиме может стать новым удобным средством расчетов как для покупателей, так и для продавцов на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях, что в итоге положительно скажется на общем уровне финансовой доступности.

Учитывая, что цифровой рубль является инновацией в платежной сфере, при его введении потребителям потребуется время на знакомство с новым платежным средством. При этом цифровой рубль должен быть достаточно прост в использовании, чтобы обеспечить его применение широким кругом граждан. Конкуренция финансовых посредников - провайдеров доступа к электронным кошелькам - позволит создать удобные пользовательские интерфейсы для потребителей по управлению своими кошельками с использованием современных технологий, например с применением голосового интерфейса или биометрической идентификации.

Интерфейсы устройств и приложений для работы с цифровым рублем должны предусматривать простые и понятные для потребителей процедуры подачи жалоб и претензий. Необходимо обеспечить прозрачную процедуру рассмотрения претензий заявителей с установлением нормативного срока, в течение которого такие претензии должны быть рассмотрены по существу с направлением ответа в удобной для заявителя форме.